irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. Гравюры на античные темы


                                                   ГРАФИКА В ТУНИКАХ И ШЛЕМАХ
Легенды  древнего мира  оживают в зале графики Радищевского музея.
Здесь сменили экспозицию -  и появилась выставка «В ореоле легенд» . Античный мир (в основном) в гравюрах, созданный великими мастерами, в том числе выдающимися итальянцами Антонио Темпестой и Сальватором Розой .
25 гравюр разного формата, выполненных в технике резца, офорта, акватинты XVI-XVIII века. Многие листы отреставрированы для выставки, большинство   экспонируется впервые.
Напомню, что  офорт (буквально — «крепкая вода»), разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, на «досках» производится травление поверхности кислотами. Техника резца – это гравюра резцом  на меди. Акватинта -  вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Похожа немного  на акварель  - отсюда название.
Античных  богов и героев я запомнила  по Николаю Куну еще в 4 классе – до истории древнего мира в   средней школе. И запомнила капитально,  полюбила пламенно.Ведь в кунинском  переложении мифов и легенд для детей  почти  не было темных, мрачных сторон, которыми  так богаты настоящие мифы. Носители «олимпийского спокойствия» боги оказывались там злобными, мстительными, кровожадными даже.Но меня  и в адаптированной  книжке насторожило, что  моя любимая Афина Паллада,  носительница мудрости и справедливости, так расправилась с простой ткачихой, возомнившей себя равной богам   по таланту . Что  делать, боги древних  греков списаны с  обыкновенных   грешных людей, лишь наделены сверхсилой и чудесными способностями.
Глубокому  детству человечества  мы обязаны  мифологизированной историей, такой яркой,  такой  мощной,  что до сих пор волнует  воображение. И как же приятно ходить  по залу исторического  здания Радищевского, разглядывая великолепные, динамичные гравюры, где каждая деталь, вплоть  до рисунка  на щите воина, выписана любовно и  красиво… А сколько  крылатых выражений мы  черпаем из  этого мира … В пресс-релизе вспомнили Троянского коня, эврику, ахиллесову пяту, марафон, гигантов, титанов…  А еще - титанический труд, танталовы муки, яблоко раздора, женщина- сирена, Лета - река забвения . И так далее,и так  далее…
Гравюры можно рассматривать долго. Не сдавшаяся Троя,  куда хитрые греки проникают  с помощью деревянного коня. Могучее обнаженное тело Персея, спасающего красавицу Андромеду  от верной гибели. Опьяненная Бахусом прекрасная Ариадна, утешившаяся после бегства Тесея.Мужественный троянец  Гектор уходит   в свой последний бой и  прощается с верной  Андромахой . Смуглый, диковатый с виду кентавр обучает  юного Ахилла –  будущего героя Греции – стрельбе  из лука…А там  Венера в окружении свиты и маленького проказника Купидона…
Не все мифы  широко известны,  и тут  очень кстати электронный помощник – подробно  раскрывает тему каждого рисунка. История Прокриды и Кефала  - длинна, запутанна, но очень  романтична.В мужа влюбляется  богиня утренней зари Эос, она  насылает на  верную жену искусителя.  Сдавшаяся,пристыженная Прокрида бежит  в леса.Потом так все обернется, что  муж окажется перед ней виноватым. Они снова вместе, пока   по ошибке Кефал не убьет  жену   на охоте. На гравюре –как раз  тот момент, когда  муж   оплакивает возлюбленную супругу.
На выставке показаны и  реальные исторические события, битвы. Но  и они даны в античном ключе, с наблюдающими за  ними  богами. Портреты Галилея и Архимеда в чалмах и  пышных одеяниях -  уже дань  другой культуре. А мне так ближе античная строгость  и красота нарядов, ее тут предостаточно.
                                                                                                                                                                 
Ирина Крайнова




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments