irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. От Ванина до Мухи





ЧЕМ НАС ДАРИТ «ДЕРЖАВНЫЙ АВГУСТ».Часть 2
Пиктограммы: почти ацтеки
Известный  художник Андрей Ванин показал в том  же здании бывшей Биржи экспозицию под  названием «Рыба». И она сама тут имеется:  крупная, фактурная,деревянная, в центре  экспозиции.Волжский человек,  живописец видит в ней символ реки, города, культурный код творчества волгаря, так любившего в детстве нырять с высокой дамбы.
Если взять какие-то пиктограммы иконописи и архаики, модернизма  и авангарда ( мне еще мерещится   подробная , филигранная и вместе с тем  шифрованная  роспись пирамид древних ацтеков), добавить в  этот коктейль собственный  почерк,  то и  получится,  верно,  Ванин.
«Впечатления от увиденного и осмысленного переплавлялись, наслаиваясь на собственную оптику, усиливая и акцентируя то, что было созвучно и близко самому мастеру. В процессе многолетней работы вырабатывался авторский стиль, который узнается сразу и безошибочно, действует сильно и «остро»…
Отмечают колористическую одаренность художника, его умение  создавать как бы маски , но творить мир во всех подробностях, передавая суть вещей, идти в глубь  образа и сознания.
Поэт Алла Федорова, встретив  меня  на вернисаже, сравнила работы Ванина с гравюрами Дюрера, где точность деталей  не затемняет философской сущности  того  или иного произведения.Особенно ее вдохновили деревянные створки, живописно  отделанные автором, напомнив   своей цельностью и глубиной  врата в святых  храмах.Есть на выставке  и весьма  лаконичные работы, где нарочито простой силуэт и два—три предмета, которые   говорят  нам больше, чем иные подробные, детализированные изображения.
Сам автор в честь юбилея украшен сложной татуировкой, сделанной по эскизам собственных работ. Это уже часть  экспозиции.  Добавим слова искусствоведа, что Ванин  - художник  не для всех.  Человек «большой живописной культуры, в экспрессивных и эмоциональных произведениях которого неизменно соблюдено чувство меры и вкуса. В его напряженном, сложном искусстве всегда остается зашифрованное пространство. И оно не открывается навстречу всем зрителям, но сохраняет способность вести диалог с каждым в отдельности». Все  наши знания понадобятся, чтобы  попытаться дешифроватьего  «древнеиндейские пиктограммы». А надо  ли?  Искусство очень не любит, когда мы пытаемся    разложить его  по  полочкам и  рассовать  по ячейкам.
Воротник последнего аристократа
Оригинальная выставка  открылась в Историческом здании музея. На  основе   своей неисчерпаемой коллекции музейщики  решили   взглянуть   на картины,  мебель, сервизы и одежду с точки зрения исторической моды.И, покопавшись как следует в фондах, соединив русскую живопись с западноевропейской,позаимствовав  кое-что из музеев губернии, представили интереснейшую экспозицию -  начиная с  седой древности.
Мы видим фрески ,которые украшали дома древнеримской аристократии,погребенные внезапным извержением.Под раскаленными  слоем пепла погибли город и  люди,но , как в футляре, сохранили  застывшую  городскую жизнь,в точности  донесли  до  нас   изображения   помпейских жителей, их тог и сандалий. На выставке прошла интересная экскурсия, где мы пересматривали мировую живопись с точки зрения модной одежды.
Подлинное античное  одеяние не имела застежек, оно обматывалась  и  просто закреплялось  на теле. И если  на картинах «древнего мира» есть застежки , это фантазия автора.Средневековый костюм   уже шьется , горожане обзаводится   платьями, штанами, камзолами, карманами, капюшонами, туфли  на каблуках сменяют сандалии. Мужчины одеваются так же нарядно, как и  женщины.
Мы подробно  рассматриваем  одеяния дам  на  западноевропейской иконе, где  даже святые не лишены украшений .
Реформация и первая буржуазная революция разделила  Голландию  на две страны . В ее «испанской части» по-прежнему носили  пышные воротники вокруг шеи, которые, по одной  из версий,   отсылали к доспехам рыцаря.
«К тому моменту воротники достигли таких размеров, что на их изготовление уходило по несколько локтей тонкого полотна. Иногда ткань располагалась вокруг шеи в два и даже в три яруса. По внешнему краю воротник обшивали тонкой золотой нитью и могли придать ему форму зубчиков, на которые нашивались кружева. Стоила такая конструкция дороже целого платья. На изготовление горгера мог уходить целый месяц, ведь сшить его мало, нужно еще подготовить каркас, придать форму, накрахмалить, красиво расшить и т.д» . Их носили аристократы обеих полов. Победившие бюргеры Нидерландов предпочитали скромные белые воротнички.Сословная разница «в воротниках»  хорошо просматривается в  портретах, в изобилии у нас   представленных.
Не только великолепные портреты и гравюры ( круга Дюрера).Материальная история показана и  изящными французскими статуэтками,  и прелестными женскими аксессуарами,  и куклами  в нарядах разных эпох.  Часть  изготовлена известным режиссером Михаилом Раллем , они  экспонировались когда-то в салоне «Вдохновение». Ходят  по выставке и живые модели.
Тюз тоже поучаствовал  - роскошными туалетами от московского художника Николая Горобца. Эти пышные наряды,  в которых надо было  еще учиться передвигаться по сцене,  "играли" в спектакле «Много  шума  из  ничего» по комедии Шекспира.
Восхитительные  афиши Альфреда  Мухи завершают  увлекательную прогулку в историю моды.
                                                                                                                                                  Арина Шишкина, фото Валерия Кузьменко

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments