irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ. Сезон открыли органисты

Орган в августе, Репин  дома 005.JPG
                             
                                   ОТ НЕВЫ ДО ВОЛГИ

Жарким летним вечером   мы вспоминали   зимнюю стужу  и неделю органной музыки в Саратове.Тогда в нашей в консерватории проходил Первый Всероссийский молодежный конкурс органистов. Участвовали  конкурсанты из  обеих столиц, Казани и  Новосибирска, Набережных Челнов и  Перми, Нальчика и Нижнего Новгорода ,Белгорода и, конечно, Саратова. Причем самый маленький участник  ходил только во второй класс.
Жюри  конкурса вообще было  международное и состояло  из  блистательных органистов  Нидерландов, Японии , России.  Члены жюри Тео Йеллема и Жан Пьер Стайверс провели открытые уроки, дали  мастер-классы. Вышел настоящий праздник «короля инструментов».
Курсы повышения квалификации органистов , круглый стол с участием  жюри – программа  была большой . Очень  надеемся  на продолжение органных конкурсов в Саратове. А  пока снова, к моей  большой   радости, мы  услыхали игру двух лауреатов зимнего состязания. Студентки Саратовской консерватории Дарьи Сидоровой (класс доцента Н.В. Гольфарб) и студентки Петербургской консерватории Лилии Печёнкиной (класс профессора Д.Ф. Зарецкого).Словно Нева и Волга сошлись в одном  русле.
Девушки удостоились специального приза жюри: сольного концертного  выступления  ,  и разделили концерт на два отделения. Исполняли   произведения Иоганна Себастьяна  Баха, Николя де  Гриньи, Луи Маршана, Ференца Листа, Микаэла Таривердиева, Макса Реггера.
Бах, Маршан, Регер… Произведения разноплановые и сложные. Но талантливая, чрезвычайно  артистичная  петербурженка справлялась со всеми   «подводными  течениями»  превосходно. Макс Регер хоть  и творил на  грани 19 и 20 века,  в его произведениях заметны черты позднего романтизма. Старинные полифонические формы мелодично прозвучали  в игре органистки.
В Саратове  не так часто звучит музыка Николя де Гриньи, которую называют одной из кульминаций французской органной традиции
XVII века.  Дело в том, что произведения потомственного   музыканта, титульного  органиста знаменитого Реймского собора, сменившего  на  этом посту отца, «отличаются большей сложностью полифонии (де Гриньи культивировал жанр пятиголосной фуги) и повышенными требованиями к исполнителю, особенно в том, что касается использования педали». Но нашу Дашу трудности  игры  только привлекают.
Ученица сильной органистки, основательницы  органного класса в Саратове Натальи Гольфарб Дария Сидорова  отлично справилась  и со «сложностями Листа». Говорят,  у него была уникальная кисть: имела большую растяжку  и  могла брать две октавы. Виртуозная игра  чужих произведений подтолкнула композитора к созданию  виртуозных своих.  На концерте бывали моменты, когда  сама исполнительница, низко склонясь  над клавишами,  напоминала  силуэтом экспрессивного Листа.
Когда на органе наигрывают  веселые песенки и сим довольствуются,   это напоминает комариный писк в ухе  спящего медведя. Обе победительницы  конкурса  играли энергично , без скидки на возраст и пол, исполнили они  и    Баха-отца, умевшего,как никто , показать  всю  природную мощь   инструмента , когда звучат все октавы, работают ножные педали, и низким колокольным голосом гудит все его  существо, словно  разбуженный великан.
А еще обе исполнили произведения Таривердиева, который  зачислен в значительные  композиторы 20 века. Свой первый балет  написал в 13  , через  несколько  лет его произведения уже звучали в  одном концерте с прокофьевскими.
«Когда я научился записывать, я понял один закон: первая стадия обучения или умения — ты записываешь музыку, и на поверку она оказывается гораздо беднее и неинтереснее того, что ты воображал и играл. Следующая стадия — ты записываешь придуманную музыку, и она звучит так, как ты себе ее представлял. И уже гораздо позже — ты записываешь сочиненную музыку, и она звучит интереснее, чем ты воображал», - говорил композитор.
Сочиненная музыка его и  других авторов, прозвучавшая  на вечере, была интересна, глубока и удачно   подана.Ведение концерта  тоже по высшему разряду  - Елена Пономарева. Как  же хорошо начать сезон  таким вот ярким выступлением…
                                                                                                                                                            Ирина Викторова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments