irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТР ДРАМЫ, МУЗЫКИ И ПОЭЗИИ "БАЛАГАНЧИКЪ".Новый старый бренд города

           
 
                     ЧТО ДЕЛАТЬ, ГАВРИЛЫЧ?!

А читать роман.
Да-да, тот самый, из  прошлых школьных курсов,  по которому нас заставляли писать сочинения –верный способ  отбить охоту к чтению его  вообще. Но ведь как  прочесть: пародия на авантюрный  сюжет там имеется , страсти кипят,    молодая красавица жаждет  любви ,  как и влюбленные в нее молодые  люди. Вот эту, интересную  для зрителей сторону ,  положила художественный руководитель «Балаганчика» и режиссер  спектакля Елена Смирнова в основу своей инсценировки.
«Что  делать» раньше ставили и ставили , самой удачной была постановка Владимира Федосеева в  тюзе Киселева. Достаточно сказать, что  роль «русского Прометея» играл  бесподобный Сергей Сосновский, а мать Верочки -  великая актриса саратовской сцены Зоя Спирина. Постановка была в духе времени – публицистичной, как  бы диспут на острые темы.
Нынешнего   пресыщенного зрителя нужно  прежде всего  увлечь. Что театр драмы, музыки, поэзии «Балаганчикъ»,  зародившийся когда-то в усадьбе первого демократа, с успехом  т  делает.
Гостей встречает у мемориального комплекса в  белой кружевной косынке Евгения Егоровна Голубева (Елена Смирнова) – мать маленького Николеньки. Строгая и  рачительная хозяйка, она ведет нас  в усадебный дом, мимо пасущейся в высокой траве белой козочки,  и серой в яблоках лошади по прозвищу Покер ,   и  присевших на завалинку  девушек в сарафанах. А  в доме Александра Егоровна (Ольга Лапшина) рассказывает разные  были-небылицы,  Николенька (Илья Балакин) украдкой читает,  соседка пересказывает страшилки,  протоирей Гавриил Иванович (Стас Шалункин) горестно вздыхает о несовершенстве мира и -  все поют,  душевно и стройно.
Благодаря театрализованной экскурсии «Ожившие образы старого  дома», расширенной  для  нового проекта «Что  делать? – Войти в историю!», и «Реконструкции усадьбы» с домашними животными , песнями-хороводами-играми дворни ( а еще на летнем столе закипает медный самовар и красуются  пышные пироги с яблоками, румяные крендельки с  кунжутом, янтарно светится абрикосовое варенье) мы энергично вовлечены  в жизнь и уклад горожанина 19 века. Тут все рассаживаются перед родовым  домом писателя -революционера  и - начинается самое интересное.
Две наружные деревянные лестницы   и большой балкон словно  созданы для  театрального действа. Появляется сам автор  в   благородном  сером сюртуке  и сильно спорит с некоторыми своими героями (Владимир Смирнов). Семейство Веры Павловны  подробно обживает двор перед домом:  венские стулья, удобные кресла, графинчик «мерзавчика», закуска. Только что набожная соседка на экскурсии в доме, мощная актриса ,харизматичная Ирина Короткова превращается в мать Верочки, Марию Алексеевну.
Она тут  основной локомотив:  покрикивает  на пьяненького мужа, рявкает  на дочь, умасливает  богатенького- подленького Сторешникова  (Александр Кравцов), подглядывает, подслушивает, только бы   на своем настоять. Замечательная  ей пара - отец Верочки (Михаил Юдин). Изображавший  на экскурсии  добродушного юродивого, в спектакле  «Что делать» актер блестяще играет пьющего человека  .Пришел, покачиваясь,  «поприсутствовать» на важном разговоре, чуть  мимо  стула  не сел, понял, что не в форме, посидел  - и   незаметно ушел. Чудная мизансцена!
В виде горничной Матрены вын
осит посуду совершенно «в образе» костюмер театр Ирина Евтеева. Запоминаются яркие характеры, созданные Елизаветой Симагиной (Жюли), Александром Кравцовым, Даяной Жукоцкой. Ее Вера Павловна  полная красавица, как у Чернышевского, к тому  же  она очень органична, без  всякого надрыва проводит  непростые сцены с матерью,с настырным ухажером, с учителем.Наряды женщин просто великолепны, особенно у француженки. И у Верочки очень  элегантны. Обаятельный Данил Шувалов в  образе «нового человека» Лопухова  пока  еще излишне суетлив.
Тут начинается дискуссия  о   природе  чувств любящего пофилософствовать автора (признаться, испугалась, что эти рассуждения  надолго, как в романе). Однако  Елена  - режиссер умелый. Все закончилось Первым сном Веры Павловны  (хорошо ,что Первым!) и  - романтическим образом «Невесты» в белом покрывале  на высоком деревянном балконе.
Николай Гаврилыч, скрестивший руки у Липок, не очень и  знаком нынешним тинэйджерам. Как-то рядом с ним поставили разъясняющую доску : мол, был такой, основатель общества …«Земля и воды». Это у них так общество «Земля и воля» преобразилось. Долго  эта доска с  дурацкой ошибкой у Липок стояла… А  то, что наш демократ первый в России  поставил  ребром «женский вопрос»  и  с помощью своего романа   задал его тысячам честных граждан...  авторам   чудо-доски  и невдомек.
Уникальный проект  «Балаганчика», при поддержке городского управления культуры и музея-усадьбы, позволяет историческую несправедливость исправить. Саратову точно  есть чем  гордиться.
                                                                                                                                                                  Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments