
И ЛАНГ, И ВАЛЬКОВА
Не случайно ставлю рядом имена двух художников.
Вектор современной живописи не определить основополагающей прямой. Направления традиционного реализма, импрессионизма, символизма, примитивизма, абстракционизма и множества всяких «измов» имеют место быть. Вчера у нас одновременно открылись две выставки. В Радищевском музее и в Саратовском отделении Союза художников России. Первая посвящена крупному российскому художнику Олегу Лангу, вторая собрала пейзажи саратовских живописцев ко дню города.
Картины мастера впервые в нашем городе. Любопытно, что хранятся его работы и в Третьяковке, и в Русском музее, и в Московском музее современного искусства, но из двух столиц никогда раньше не вывозились . Так что мы увидели как бы «провинциальную премьеру».Художник окончил Суриковский институт, жил в Москве. 30 картин вместила экспозиция, но размеры их внушительны.Есть тут и блок по «бессмертно- бессвязной» книге Венички, с замечательными иллюстрациями и названиями, достойными этого «романа века».
Картины Ланга ошеломляют простотой подачи темы и ее эмоциональностью. Как пишут искусствоведы, «его авторский стиль, которому он был верен на всех этапах пути, замешанный на обращении к городскому фольклору, сочетает в себе черты примитива, экспрессионизма, минимализма. Художник понимает живопись как универсальный язык, не утративший актуальности и до сих пор остающийся действенным».
-Хереса хочу. Зря я это опять про херес, зря! Он их сразу взорвал. Все трое подхватили меня под руки и через весь зал - о, боль такого …», - это Ерофеев. «Зря он опять про херес», - а это уже Ланг ,с его насмешливым виденьем синюшных лиц и мелькающих конечностей.
«Перл» Венички и - здесь - художника: « Она упала на стол, он выбил у нее четыре зуба и уехал по путевке комсомола в Ростов-на Дону». Снова в поле зрения только головы и конечности .Особенно часто возникает на полотнах образ внушительной формами «мадонны» Венички, когда, «раздавленный желанием, он ждал греха в Петухове». Мощная экспрессия мастера позволяет создавать и такие картины, где вовсе нет тел - один лица и руки. Хватающие, роняющие, бьющие – разные. Цвета гармонизированы , линии округлы и даже певучи.Это свободная живопись человека, прожившего большую часть жизни за железной оградой режима.
Выставка в СХ собрана из пейзажей разных времен года. Живопись Лады Вальковой заметна нежными переливами цвета и осветленной палитрой...Есть тут один натюрморт, где «светлая сторона» дана с легкими акцентами синего, оранжевого,сиреневого. Изысканно белый кувшин словно перетекает в белизну оконной рамы.
Цветов, как всегда, много, ведь женщины -художницы сейчас преобладают.Интересны две небольшие картины с «утекающими», словно размытыми дождем фиолетовыми букетиками. Свободно чувствует себя на «зеленой картине» неброский букет Людмила Махоньковой. Большая любительница б цветочных натюрмортов, Марина Милавина на сей раз сосредоточилась на портретах. Мне нравится ее девочка, в ней есть очарование детства и больше глубины..
Светлана Лопухова показала символические картины, где Хвалынск представлен неким центром мироздания .Яблоня на холме радужным сиянием озаряет и город внизу, и Волгу вдали.
Валентина Маркушина всегда разнобразна в жанрах. Вытянутая горизонтально картина соединяет диагонально идущие волны с бегущими по небу облаками. Цветы на ее картине словно ажурно вырезные. Изящна цветная графика Бочарова. Легки и подвижны силуэты в пейзажах Чусляева. Панферов показан целой палитрой, от масок праздничного карнавала до приглушенно охристых тонов в фигурах народных музыкантов.Две картины Дубовова написаны весной, город то осенен белым цветением деревьев, то вспыхивает сизыми вкраплениями сирени в бревенчатую фактуру старого дома.Родовой дом Чернышевских написан с необычной точки- сверху и сбоку .Старик, похожий на джинна, катит два больших колеса, за которыми – все чудеса старьевщика и все тайны старого города. Кажется, они катятся за тележкой следом .Это, конечно, Карнаухов.Бело-голубые наплывы Медведкиной…
Синие яхты на синей водно-небесной глади, тяжелые груши, их грузная тень,контрастирующая с салатно свежей травой, много луговой зелени , решенной живописно, и вертикали деревьев, поданные графично…а это, кажется, , из детства привет – заснеженные елки, написанные по канонам «школы»…Выставка богатая ,интересная именно разностью стилей.
Ирина Крайнова
