irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. Саратовское отделение СХ России. Вернисажи




                   
              И ЛАНГ, И ВАЛЬКОВА

Не случайно ставлю рядом имена двух  художников.
Вектор современной живописи не определить  основополагающей прямой. Направления традиционного реализма, импрессионизма, символизма, примитивизма, абстракционизма  и множества всяких «измов» имеют место  быть. Вчера  у нас  одновременно  открылись  две выставки. В Радищевском музее и в Саратовском  отделении Союза художников России. Первая посвящена  крупному российскому художнику Олегу Лангу, вторая собрала пейзажи саратовских  живописцев  ко дню  города.
Картины мастера впервые в нашем  городе. Любопытно, что хранятся его работы и в Третьяковке, и в Русском музее, и в Московском музее современного искусства,  но из двух  столиц  никогда раньше  не вывозились . Так что мы увидели как бы «провинциальную премьеру».Художник окончил Суриковский институт, жил в Москве. 30 картин вместила экспозиция, но  размеры их внушительны.Есть  тут  и блок по  «бессмертно- бессвязной» книге Венички, с замечательными иллюстрациями и названиями, достойными  этого «романа века».
Картины Ланга ошеломляют простотой подачи  темы и ее эмоциональностью. Как пишут искусствоведы, «его авторский стиль, которому он был верен на всех этапах пути, замешанный на обращении к городскому фольклору, сочетает в себе черты примитива, экспрессионизма, минимализма. Художник понимает живопись как универсальный язык, не утративший актуальности и до сих пор остающийся действенным».
-Хереса хочу. Зря я это опять про херес, зря! Он их сразу взорвал. Все трое подхватили меня под руки и через весь зал - о, боль такого …», - это Ерофеев. «Зря  он опять про херес», - а  это уже Ланг ,с его  насмешливым  виденьем синюшных лиц и мелькающих конечностей.
«Перл» Венички и -  здесь -  художника: « Она упала  на стол, он выбил у нее четыре зуба и уехал  по путевке комсомола в Ростов-на Дону». Снова в поле зрения только головы и конечности .Особенно часто возникает  на полотнах  образ внушительной  формами «мадонны» Венички, когда, «раздавленный желанием,  он ждал греха в Петухове».   Мощная экспрессия  мастера позволяет создавать   и такие картины, где  вовсе нет тел  - один лица и руки. Хватающие, роняющие, бьющие – разные. Цвета  гармонизированы ,  линии округлы и даже певучи.Это свободная живопись человека, прожившего  большую часть  жизни  за железной оградой режима.
Выставка в СХ собрана из пейзажей  разных времен  года. Живопись Лады Вальковой  заметна нежными  переливами цвета и осветленной палитрой...Есть  тут  один натюрморт, где «светлая сторона» дана с легкими акцентами синего, оранжевого,сиреневого. Изысканно белый кувшин словно перетекает  в белизну оконной рамы.
Цветов, как всегда, много, ведь женщины -художницы сейчас преобладают.Интересны две небольшие картины с «утекающими», словно размытыми  дождем фиолетовыми  букетиками. Свободно чувствует себя на «зеленой картине» неброский букет Людмила  Махоньковой. Большая любительница б цветочных  натюрмортов,  Марина Милавина на сей раз сосредоточилась  на портретах. Мне  нравится ее девочка, в ней  есть  очарование детства  и больше глубины..
Светлана Лопухова показала символические картины, где Хвалынск  представлен  неким центром мироздания .Яблоня на холме радужным сиянием  озаряет и город внизу, и Волгу вдали.
Валентина Маркушина всегда разнобразна в жанрах. Вытянутая горизонтально картина соединяет диагонально идущие волны с бегущими по небу облаками. Цветы  на ее картине  словно ажурно вырезные. Изящна цветная графика Бочарова. Легки и подвижны силуэты в  пейзажах Чусляева. Панферов показан целой палитрой, от масок  праздничного карнавала до приглушенно охристых  тонов в фигурах народных музыкантов.Две картины Дубовова написаны весной, город  то  осенен  белым цветением  деревьев,  то вспыхивает сизыми вкраплениями  сирени в бревенчатую фактуру старого  дома.Родовой дом Чернышевских написан с необычной точки- сверху и сбоку  .Старик, похожий  на джинна, катит два больших колеса,  за которыми – все чудеса старьевщика и все тайны старого  города. Кажется, они катятся за тележкой  следом .Это, конечно, Карнаухов.Бело-голубые наплывы Медведкиной…
Синие яхты  на синей водно-небесной глади, тяжелые груши, их грузная тень,контрастирующая с салатно свежей травой, много  луговой зелени , решенной живописно,  и вертикали деревьев, поданные графично…а это, кажется, , из детства привет – заснеженные елки, написанные  по  канонам «школы»…Выставка  богатая ,интересная  именно разностью стилей.
                                                                                                                                                                     Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments