irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЮЗ КИСЕЛЕВА . Музей ГУЛАГА на Малой сцене

Франция, юг, импрессио 216.JPG

                              САРЫ-ОЗЕКИ АЙТМАТОВА
Или Желтые пески в переводе с казахского.  И мой отец тоже служил в Сары-Озеке.
Там размещалась ракетная бригада, которой  он командовал .Именно эти ракеты уничтожали потом по договору с американцами.
Сары-Озеки выдающегося писателя Чингиза Айтматова –полупустыня, огромная степь, которая  омывает Буранный полустанок со всех сторон.В эпическо- философском  романе, названном  по строчке Пастернака «И дольше века длится день».
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
Это у поэта. У писателя День  нескончаемо долог, оттого что несказанно труден.
Из всей сложной  проблематики романа  постановщики его в Музее истории ГУЛАГА выбрали  только одну тему – Человек как независимая, свободная единица, и Власть, стремящаяся  эту единицу закабалить. Мы видим  маленький поворотный круг и волшебно едущий  по нему поезд, но не светлые детские вспоминания  о железной дороге рождает он. Именно  поезд привезет в нетронутую степь эти  страшно длинные ракеты, мы увидим их «на весу» и «на лету». И даже когда  их пики  не направлены за горы ,в сторону  далекого неприятеля,а  это вполне мирные ракеты, они изрыгают  такое адское пламя, создают такой страшный шум, что все живое разбегается и прячется.
И  только иронически настроенный верблюд Едигея  Каранар с  худым горбом и человеческим лицом ( художник Виктор Никоненко) не разбегается и  не прячется. Он  долго, весь спектакль везет  хоронить Человека . Но  - против лома  нет  приема, военные отобрали у сельчан  их древнее кладбище.Железо против дерева. Война , техника и цивилизация  против Серединных земель желтых степей.
Другая история  происходит  рядом с железной дорогой, где служит бывший военнопленный и партизан Аббуталип. Но не укрыл его семью  от  всевидящего ока  ГПУ и заброшенный в суровые морозные зимы полустанок. Против лома  нет приема…
Режиссеры спектакля Антон Калипанов и Ольга Шайдуллина, используя планшетных кукол и подлинные вещи  узников ГУЛАГА  (миска, кусок проволоки и т.п.), рассказывают щемящую историю  любви  (хрупкую Зарипу  любят оба героя,   также Аббуталип болезненной прощальной любовью  любит своих маленьких сыновей), и - внезапного  превращения невинного человека в шпиона и врага народа.
Четыре  актера, девять кукол ( а какие  у них выразительные  лица!) ,полтора часа  действия  - и мертвая тишина в зале. На Малой сцене тюза Киселева  -спектакль при поддержке Фонда Памяти.Важно бредущий караван  по Серединным землям  на программке  - и перевернутый мир с гигантской ракетой  на платформе. «А поезда  шли, как и полагалось  им  идти, что бы  ни произошло  на свете».
                                                                                                                                                                                   Ирина Крайнова

                                     
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments