irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА. Царская невеста - Нестеренко



«В ГОЛОВАХ ЗАЖГИ СВЕЧИ ВОСКУ ЯРОВА»
Печально и старательно поет  народную  песню Любаша ( статуарная  златовласая Ольга Дё) - для Малюты Скуратова и его опричников. Как свою  же судьбу заклинает.
«Пелену набрось мне на груди белые
И скрести под ней руки помертвелые.
В головах зажги свечи воску ярова
И зови ко мне жениха-то старова»…

Опера «Царская невеста» Римского-Корсакова (либретто создано по одноименной драме Мэя) родилась  под счастливой звездой. Поставлена впервые  в 1899 году на сцене Русской частной оперы в Москве (дирижёр Ипполитов-Иванов, художником был  сам Михаил Врубель). В том же году   идет в Харькове в антрепризе, через  год  - в Саратове, еще  через  год  - в Мариинском театре. За полвека ставилась  почти два десятка раз - в Праге и  Нью-Йорке, Берлине и  Софии, Брно и  Стокгольме. К 175-летию великого композитора поставили ее и  в Саратовской опере.
Музыкальный руководитель и  дирижер постановки Юрий Кочнев, режиссеры Андрей  Сергеев ( известный постановщик из Москвы) и Марина Демидова, солистка театра.Пока сделан лишь концертный вариант,   он  был показан впервые  на Собиновском музыкальном фестивале. Но  уже с костюмами (богато убрана в финальной сцене несчастная Марфа - художник Ольга Колесникова ) , с разводом сцен. Правда, на фестивале  был  несколько иной состав, и, как говорят очевидцы ( к сожалению, я  уезжала весной), то был нежный, почти акварельный эскиз. Теперь  состав  значительно  омолодился. Не только юная Ксения Нестеренко блистает в роли несостоявшейся жены Грозного. Любаша  (Дё)– ее основная соперница, тоже молода,  так же ослепительно  хороша,  чудесно поет, ведет свою  партию с глубоким драматизмом.  Превосходный тенор Владимир Ушаков преувеличенно четко выговаривает слова , изображая «злодея немца».  Густой бас Малюты  (Виктор Куценко)  властно перекрывает реплики  других героев.
Ключевую партию Грязного исполнил  солист из Челябинска Дмитрий Караваев, обладающий  хорошим , выразительным голосом.  Только до высот трагизма  в поединке  двух молодых женщин   еще    не смог  подняться никто  из мужчин-исполнителей. Куражу и страсти в  опричнике пока   Григории маловато, впору ему здесь  слова: «Не узнаю теперь я сам себя,/
Не узнаю Григория Грязного./Куда ты удаль прежняя девалась,/Куда умчались дни лихих забав?/Не тот я стал теперь, не тот я стал».
Потрясающе ведет Марфа- Нестеренко сцену безумия умирающей невесты , с  предельной искренностью  и внутренней силой какой-то прямо русской Офелии.
-Загублена страдалица царевна! – горестно вздыхает  хор.
Если оставить женский состав  без изменений , сохранив   его  эмоциональный настрой,    и  подбросить  немного   дров  в огонь страстей героев-мужчин…действие будет  просто захватывающим.
                                                                                                               Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments