irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОРОТЯСЬ . По следам импрессионистов



                     ЧЕРЕЗ ПАРИЖ, ПРОЛЕТОМ .Часть 4
По горам, по  долам
Поездка в горы возникла неожиданно. Мы вылетели из  номера , не успев даже захватить воду и немножко еды. Сидим  на ресепшине – никого  и  в помине  нет.Хорошо, Алена создала «всемирную сеть» Французы для нашей группы, теперь  не надо искать всех и каждого в лабиринте номеров гостиницы. Выяснилось, что  всюду пробки, и  шофер приедет  только к 11-ти. Мы успели  собраться как следует, а я -  еще  поплавать в бассейне.
Вот и Витас  на черном мерседесе, самый говорливый прибалт, какого я видела. Дорогой  мы узнаем, почему у него мерс и зачем он  черный. Это условие «крутых» туристов из России.О наших миллионерах и о французских мужчинах, о корсиканцах  и афроевропейках, о соседях, которые мешают Витасу заряжать его электромобиль, о Ментоне, где он живет на самой границе с Италией  и пропускает в выходной  два стаканчика пива, хотя  оно   неважное ( «Не умеют  здесь пиво приготовить»). Витас не провел  нам экскурсию по окрестным  городкам , как вчерашний русский водитель , возивший другую  группу, блестящий рассказчик, попивавший вино розе и  лихо закладывавший крутые виражи. Витас  предельно внимателен и осторожен  на горной дороге, памятлив , наблюдателен:  он делится  с нами  другой Франции .
По артплану  Наташи у нас   сегодня один городок - Сен-Поль-де-Ванс, один из самых  старых  средневековых городов, с бесчисленными  музеями и галереями современного искусства.Здесь художники  собираются рисовать горные виды и карабкающиеся вверх улочки, с трудом пробившиеся  в толще камня,а вечером Витас  нас заберет. Но  изначально все пошло  не так.
- А давайте заедем в Ванс, там же часовня Матисса… а давайте  посмотрим Турет сюр лу – уникальный  город фиалок… А как же нам пропустить Кань-сюр  мер, где жил Ренуар? ( это уже я взмолилась).  И так получилось, что Витас никуда  не уехал,а возил  нас весь день по горному югу, а   художники свои листы и холсты  даже  не вытащили.Но  надо  ж им когда-то  впитывать впечатления, импрессионисты    не только море и побережье писали.
Мы заехали в совершенно очаровательный город фиалок Тюрет-сюр-Лу. Его еще называют деревней, нам бы  такие деревни – каменные, в несколько  этажей,с  донжоном и  причудливо разбросанными    по  холму тесными улочками,  бесчисленными спусками и подъемами.  Здесь  нет нарядной яркой штукатурки фасадов, но  даже в таком виде, с акцентом на светлый строительный камень, они прекрасны. Этот городок  на реке Волк славен разведением нежного французского цветка с 1880 года, причем  этого основное занятие населения. «Фиалковый городок над волчьей рекой»   проводит в марте парад экипажей, декорированных  лиловыми созвездьями цветов, играют народные ансамбли, наряженные  в различные цветочные  костюмы  жители  сражаются … цветами.  Есть легенда, что  фиалка  - это слезы Адама за отпущение грехов.
Выращивалось множество сортов этого цветка, но сейчас  остался   только один  -  "фиолетовая Виктория". Несколько крестьянских семей практически собирают вручную. В  тот же день цветы надо доставить на парфюмерную фабрику в Грассе , чтобы сделать  из  них эссенцию для духов.   Даже на мостовой нарисованы узнаваемые  фиалковые силуэты.
Все  эти  городки имеют одну гору как доминанту местности, создающую  общий вид,  а они   - словно россыпью  детских кубиков на  этой горе. Вансу Шагал подарил  мозаику ( мы увидим  издалека  храм, ею украшенный),  Матисс – часовню, поэтичную  Капеллу Четок, или Капеллу Розария. Это часовня женского  доминиканского монастыря  создана по проекту самого  художника. За больным  Матиссом ухаживали две монахини, одна раньше была его моделью.  «Матисс мыслил капеллу, предназначенную для разговора с богом»,  - писали  о ней потом.  Все изображения предельно лаконичны, выделены четким силуэтом  на светлых  стенах. Дева Мария и Младенец Христос с пустыми овалами лиц и контурами фигур, «словно вмещающими в себя бесконечность».  Что  производит сильное впечатление  на белом фоне. Художник трудился над Капеллой четыре  года и считал ее главной работой.Зарисовки делал прямо  на стене  над своею кроватью.
Сюда мы попали бесплатно, поскольку я сумела составить фразу на французском,  что «мы все художники». Позже я поняла, что в волнении изрекла, что   мы только  «будем художниками». Но  музейщики нас  поняли ,а  на мое дежурное,  которое я произносила все четче  и четче с каждым днем ( мол, «je ne parle pas»), добрая кассирша ответила, что и «parle», и «pas», что, конечно,   было большим  допущением.
Среди олив и мандариновых  рощ. И вот Кань-сюр мер,  маленький городок, куда Ренуар приехал еще в  1903 году. В доме, где почта, он жил часть осени и зиму, там и присмотрел усадьбу Колетт  с живописнейшей  оливковой рощей. Старый  столетний дом  трогательно сохранил  все приметы  времени: шпингалеты  на окнах, батареи на колесиках с выбитым  на них узором, фигурные ручки дверей. И фаянсовый синий умывальник, и кухню с металлической плитой,  даже ванную с клозетом. А какая симпатичная и обстоятельная металлическая кровать в комнате  для гостей…Не  так много картин хозяина виллы в экспозиции( есть  друзей его, часто все они  рисовали  живописные старые оливы), но  есть  несколько пейзажей с солнечными пятнами импрессионизма,  пару-тройку  портретов маленькой  дочери, размноженных потом  до кичевой  невозможности,  и штуки три  неповторимо  пышных  и роскошных ренуаровских женщин, которых  ни с кем  не спутаешь.Это его последние Купальщицы.  Мы видим кресло на колесиках, на котором передвигался больной художник, паланкин, на котором его  носили в мастерскую.   Читала , что кисти привязывали к  его ревматоидным рукам.Что  опровергает известный биограф импрессионистов Анри Перрюшо,  он  пишет ,что тот  по-прежнему держал в руках кисть, и под ее  волшебными  касаниями  «женщины, дети, цветы и листья отныне все больше сливаются в единую трепетную массу, сверкающую, будто охваченную единым вселенским пожаром».
Выхожу в сад, холмистый, с высокой изумрудной травой ,с серебристыми загривками  причудливо изогнувшихся олив. Здесь  такой же живописный «беспорядок», как при Ренуаре. Долго сижу  на мягком сидении, принимающем любые формы, и вспоминаю картины этих  грандиозных стариков, когда они еще были молоды, амбициозны,  и им  только предстояло завоевать мир. Нескончаемый, втягивающий в свой круговорот , « красный »  Танец Матисса и один из  четырех портретов Самари Ренуара, самый «импрессионистичный»,  где  она в зеленоватом платье , а  «стиль художника очень свободный, местами до небрежности». Париж  дал им могучий  старт, Лазурный берег убаюкал их  великую старость.
Неугомонная Наталья везет  наш  в четвертый город   - Сен-Поль-де-Ванс,  где изумительный вид  на окрестности,  «прованский стиль смешивается с барокко, а классицизм наслаивается на романский стиль». За большими коваными воротами -  самая маленькая площадь в мире, вдоль крепостной стены – бесконечные салоне  ателье .На  этом фоне работы наших  мошниковцев выглядят как…реализм, по оценке  одного галерейщика,  такое искусство, по его словам ,  здесь сейчас  не  продается.
Тут жили Модильяни и Матисс, Синьяк и  Боннар,  б, Леже, Сезар… балерина Ида Рубинштейн,б
ывали Пикассо и Шагал . Здесь  же упокоился этот  великий еврей, мы были на кладбище и поразились строгой  простоте шагаловской  могильной плиты  и обилию камней  на  ней, которые везут поклонники художника со всех концов земли. У легендарного  отеля «Золотая голубка» , расписанного всеми этими гигантами, -  площадка для игры в петанк. Такое, чисто  провансальское  метание тяжелых металлических шаров.
Пока «Голубка» с отнюдь  не золотым своим изображением закрыта до восьми, мы садимся   на террасе летнего кафе, я  пытаюсь заказать салаты, но мне объясняют, что оно  скоро закрывается,   еще можно только   что-то boire, то, бишь, drink. И пока мы дринкали, Витас наматывал вокруг нас круги, грозя, что еще поднимет цену (один раз, за простой,  он уже поднял).
Приходит руководитель со съемочным аппаратом, стучит в маленькое привратное окошко «Голубки»  ( совсем  как в фильме «Три мушкетера»), окошко открывается, туда суют аппарат – и  мы быстро удаляемся. Все мысли мои  на  берегу, в Вильфран-сюр-мере , где на пляже назначили пикник ( очень модный вид пикника) Светлана с мужем. Они  привезли лучшую пан-банью в Ницце, и это очень трогательно, хотя я знать  не знаю, что  это  за пан-банья  такая.
Мы долго возвращается по узкой  горной  улице вслед  за мусоровозкой, которая останавливается у каждого дома ( попали, как говорится!). Я  догадываюсь, что никакой пан-баньи мне уже не видать, но все же  бреду к пляжу .На  мостике встречаю чету моих  милых французов, которые несут угощение прямо в нашу гостиницу, чтобы оставить его  портье. Как  хорошо  они о  местном сервисе думают,в девять-то вечера!..
У нас в номере заболела, поев  чего-то  некачественного, маленькая девочка. Высокая температура у ребенка -  это всегда  очень большое переживание.. И  я уже безо всякого аппетита ковыряю мою булку на  балконе , она кажется мне набитой  лишь маринованным  луком. Утром обнаруживаю в ней редис, перец, помидор,яйцо,  много-много тунца. Светланка написала, что  там еще  были сельдерей и анчоусы. Здорово! Маринад  просто сильно забивал  остальные продукты.
                                                                                                                                                                                      Ирина Крайнова

!


                                                                                                                               
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments