irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОРОТЯСЬ . Русская театральная школа в Ницце

Франция, юг, импрессио 1070.JPG    
       
                                  ЧЕРЕЗ ПАРИЖ, ПРОЛЕТОМ .      Часть 6

Кружным  путем.Прежде чем  рассказать  о  чудесной встрече, которую нам устроили в Русской театральной школе Натальи Кокушкиной – большая бочка меда в   нашей поездке на юг Франции! -  несколько капель  дегтя. Как же   без него  потом почувствовать  сладость меда?..
До Школы Натали пять минут  ходьбы  от вокзала  Нис-Виль (Тьер) в Ницце, который  мы уже хорошо освоили. Алена к тому же  разместила карту на Вайбере.Но упрямая, «как сорок тысяч братьев»,  Светлана  не  желала ехать поездом . А я  устала спорить . В итоге мы не пять минут, а …час  брели от  порта, куда довез  нас автобус, плутали,   то и дело звонили Алине - в конце  она буквально «вела» Свету по телефону ( я  от расстройства, что  опаздываем, уже мало что соображала).Помог  и служитель театра,куда я бросилась,как за спасительным якорем.Нарисовал схему нашего движения  до улицы Россини.
А ларчик просто  открывался : никто здесь  не знает rue Rossini, но все знают Rossini, она на пересечении с Гуно, там неподалеку еще улицы Верди и Берлиоза.У французов  такое своеобразное произношение, что  неправильно поставленное ударение совершенно меняет  звучание слова, делает  для  них неузнаваемым. Зато  мы  долго брели по бульвару Гюго (в местном прононсе что-то между Уго и Юго), главного национального поэта страны .И увидели немало симпатичных зданий.
Я   твердо сообщила , что  назад в Вильфранш мы поедем  только на поезде,  по сведениям, там касса с «живым кассиром» в конце вокзала. Но нашим чаяниям  не  суждено  было сбыться: кассиров отменили, публика нервно штурмовала автоматы,   мало у кого сложные оотношения с ними заканчивались   выпадением из щелки  желанного билета. Автомат  требовал  только электронную карту. Света помыкалась со своей , людей просила  - напрасно. Ее карту автомат  «не читал». Я  окликнула дюжих полицейских парней. Те , cжалившись  над моим французским, перешли  на English и  объявили, что  только голубые кассы дают билеты  в обмен на  «живые деньги». Кинулиаь к ним, но   те оказались автобусные.И надо было  нам   тогда воспользоваться ими: трамвайный и автобусный билет  здесь единые.Но кто    знал !
Наконец, вскакиваем  в серебристый, похожий на японские поезда трамвай, чтобы ехать опять в порт,   а там…  проезд по заранее купленным билетам.
Чуть  от расстройства    не вышли,  миловидная мулатка меня остановила.  Она везла с  праздника дочку с подружкой и всю  дорогу меня  уговаривала, что контролеры в Ницце редки, а вечерами  и в выходные   дни и вовсе  нереальны. Я же все бубнила ,как мне  неприятно. Так и доехали двумя «зайчиками» в трамвайчике.
На остановке наше 15-го автобуса  было пустынно, солнце уже  село. Тут  Света вычитала на столбе, что   в полвосьмого  он вообще уже не ходит,и  кинулась  куда-то вверх. Я  не могла удержать сохранившуюся к концу  дня такую  массу энергии даму. Она ускакала  за угол  - «на разведку», я осталась на каменном порожке закрытого магазина, с  неподъемными сумками , этюдниками и холстами. Тут , по закону подлости,  подошел   сначала  наш автобус №100, за ним появился и   15-й номер. В  отчаянии я рванула к остановке со всеми  нашими причиндалами,  роняя  на ходу холсты без подрамников. К счастью, Света уже летела  назад…
Таково  окончание  ниццианского дня.Но сама встреча с нашими бывшими соотечественниками была  такой теплой, что, как  ласковой морской волной, смыла все тяготы   пути.
Свои среди своих. Видела Русскую школу  два  дня   назад. В мусоре после ремонта,с шваброй  над  причудливо закрученном крыльце. За короткое время  ее сотрудники сделали  настоящее чудо, все  отмыв , убрав,  превратив первый  этаж  модернового особняка в нарядное помещение, пригодное  для занятий. На стенах  - почти школьные портреты Толстого, Тургенева, Маяковского. 
Сегодня первый набор -   мастер-класс по рисованию. Утром с двумя художниками  рисовали натюрморты младшие дети, сейчас в двух учебных классах  четыре композиции на выбор (кувшины, вазы, фрукты) изображают старшие ученики.  Художница Ольга,хрупкая черноволосая киевлянка, окончила Украинскую академию художеств. Выглядит  совсем  девочкой, а у нее  взрослая шестнадцатилетняя  дочь,  четверо  детей  и муж-итальянец, с которым  они жили по всему миру, вплоть  до Африки. Оля  серьезный график, сотрудничала с книжными изданиями,  основы своим  ученикам  дает крепкие.
Художник Стас-Стас, как он известен  в мире искусства ,  симпатичный,    длинноволосый ( какими , собственно,  мы и представляем настоящих художников).  Родом из Львова. Корни отца сибирские Увлекшись сюрреализмом и его вождем Дали, лет 20 назад  подался в Париж,  надеясь сравняться с ним славой. Во «всемирной Мекке» искусств себя  не нашел,  Париж показался ему серым,  унылым, с вечной непогодой. Только, попав  на  юг Франции, который буквально  его «ударил  цветом и светом», Стас нашел и «правильное» освещение, и тему,  и  …самого себя. Стал известным маринистом.Его картины, решенные  в точечной технике,  с  откровенным пиршеством красок Лазурного берега, выставляют   в престижных галереях Европы, увозят  за океан.
Стас рассказал, что ему близка  кисть Айвазовского,   назвал многие имена  русской живописи. Понятны  ему   и поиски школы Мошникова – школы пластического формообразования,  опирающейся на традиции, как на китов, и -  ищущей свой путь  в живописи.
Русская театральная школа увидела работы наших ребят, созданные за четыре дня в Ницце: цветная  "мозаичность"Елены Мальцевой и  светлый морской  ветер, ворвавшийся в   холсты Светы Лопуховой ( самые большие чемоданы с подрамниками  и холстами у двух наших   главных тружениц), мягкая переливчатость пастелей Гудковой и стройная законченность  миниатюр Ульяничева. В разных техниках пробует себя Виктор. Нежно пишет Четверухина. Полуконова представила динамичный эскиз, где волна,   созданная  с добавлением морской воды,казалось,  лижет берег…

Похоже, Ницца,  море, Прованс и  Альпы тоже « ударили» наших художников цветом и светом. Как писал Саша Ульяничев, художник -  как шаман,  лишь  мостик  между мирами. Новую тропинку между миром европейского и русского    постимпрессионизма наверняка в  тот  исторический  день  проложили  ученики Владимира Александровича.
Они разложили свои работы совсем как на просмотрах  Мошникова  в Хвалынске – на столах, стульях, прямо  на полу.  И поучаствовали в мастер-классе старших учеников,в которых особенно полезны советы тех художников, которые  сами преподают.
Елена Мальцева сказала несколько  важных  слов как искусствовед,Светлана  Лопухова  назвала каждого художника.  Представили и замечательных  преподавателей новой   школы –  знакомые уже нам художники,филологи,  еще - превосходный хореограф, прекрасная вокалистка.   Как  эти ребята погружаются в мир  театра,  блестяще показала Наталья Петровна, пригласив своих девочек исполнить  танцевально- песенный отрывок  из джазовой композиции к спектаклю (  тому самому, победителю Международного конкурса).Она «заведовала музыкой»,  но и сама пела ,и двигалась в  манящем ритме.
А между тем "русские французы" накрыли дивный  «маленький фуршетик», где было  только три вида слоеных пирогов  от черноокой Эллады , редкой мастерицы ( а   еще  ее   вокал!), все мыслимые и немыслимые сыры, ветчины, овощи,  щедрая россыпь  южных  фруктов. Золотистые и рубиновые вина, само собой. Какой же юг  без вина! Мы с Леной тут же  уселись за стол, подав дурной пример остальным. Любят русские превратить фуршет в банкет, чего   скрывать…
Большим сюрпризом для нас  стала коронная  саратовская песня «Парней  так много холостых»,  дружно спетая  прекрасными ниццианцами. Не всегда за границей  наши соотечественники так хорошо  общаются,  в отличие  от других  народов. А  нас встречали  бывшие земляки, многие  из которых покинули родину 20  лет  назад,  еще на первой волне  оттока из  нее, хорошо    устроившиеся  за границей. Но  любовь к   русскому языку  и культуре оказалась сильнее всех  центробежных сил. Смоленск и Львов, Саратов и Одесса,  Азербаджан и Казахстан  ( веселый кудрявый доктор, который лечил Сонечку,  оказался выходцем из Казахстана,  и в Русскую театральную  школу привел двоих своих  детей)…
Может, я   и не все  города и  бывшие республики  назвала. Несколько  десятков лет у нас была общая  история,  были в  этой истории  и светлые моменты. Наталья Кокушкина делает великое дело, возвращая детям эмигрантов и двуязычных семей все  богатство «русской медлительной речи», включая в преподавание и   грамотность , и  пластику,  и  вокал , и рисование ,  и  многое-многое  другое.И -  дает  основы русского психологического театра  - одного из самых сильных в мире.
Мы уходили из старинного особняка, очарованные  этими  людьми, которые  наверняка  не  за сильно  большие зарплаты готовы   растить по –настоящему гармоничных  людей. Мы уезжали из Франции, очарованные ее красивым, элегантным, талантливым и  - очень обходительным   народом. Я полюбила , спускаясь  по пляжной лестнице, выслушивать утренние и вечерние приветствия  незнакомых  людей.Как выпевали они свой музыкальный bonjour, сколько merci и s,il vous plait пришлось  мне раздать …за всю  жизнь я  не сказала   столько !
А  на каких забавных  каяках с одним веслом катались  они по заливу…Как дружно пришли в день спорта к палаткам с каяками, плавательными досками, теннисным  инвентарем… Какие огромные  океанские лайнеры  заходили с в залив, какие  грандиозные салюты устраивали   перед  их  отплытием! Vive la France! С ее языком, живописью, литературой, культурой…
Еще сутки в Москве  мне  хотелось во всех музеях и кафе  радушно изрекать bonjour и s,il vous plait . Но  это скоро  прошло.
                                                                                                                                                                                        Ирина Крайнова

 
 
Франция, юг, импрессио 1132.JPG                                                                                                                                        
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments