irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ПРОЕКТ " ТРАГЕДИЯ В УГЛУ"

      ИГРЫ РАЗУМА

В Радищевском музее и его филиалах  открылся цикл выставок молодых российских художников «Трагедия в углу» в рамках Фестиваля современного искусства в Саратове «Диалоги с классикой». «Зыбкая недвижимость»  поселилась в Бирюзовом зале Радищевского музея (бывшая  Биржа) – она о жизни в больших городах в эпоху постиндустриальную. «Новая религиозность»  появилась  в Персиковой анфиладе Биржи ( пока название залов куда красивей их истинной окраски). Там молодые художники  пытаются совместить  науку и веру, насколько  это возможно .«Ностальгический соц-арт»  проник в Дом-музей Павла Кузнецова–  здесь о том, как  «хорошо мы плохо жили» в застойные годы, о  попытке  «сохранить эту память в произведениях, часто использующих подлинные элементы быта той эпохи». «Туризм печали»  завладел  Энгельсской картинной галерее, там работы художников  Северного Кавказа , бремя катастроф: сход ледника Колка, грузино-осетинский конфликт, захват Беслана, воспоминания о чеченских войнах.
Я прошла бирюзовыми и персиковыми залами музея и прикоснулась к  тому «зыбкому   и новому» , что предлагают  художники своему зрителю. То ли саманные кирпичи, то ли буханки хлеба, рядом –трехлитровая пенистая жидкость в банке – квас или  просто раствор? Фото с горой-свалкой  ржавых батарей, над которыми –утлая фигурка  того, кто верил, что индустриализация спасет Россию.Разделочные доски с одинаковым оформлением – мотив зимней  дороги  передвижников -  и противоположным смыслом.Похожие, как близнецы, пластиковые горшки с заботливо выращенным  …офисным планктоном, уже  сразу и при галстуке. Превосходно  обыгранная фактура доски, превращенной чуть заметными белой и черной краской и ажурными  силуэтами над ней в  «строительный пейзаж».
Шины  на окнах с водичкой на дне и  вырезанными фигурками –город как  колесо, вечная круговерть, из которой «исхода  нет». Большой арт-объект с  говорящим названием «Тупик» состоит из крупных картин, собранных в  углу -лабиринте, где волк пробит сразу многими  копьями, ангел  не снимает покрова, а срубленное и туго  запеленатое дерево похоже  на обезглавленное тело. Нигде природа не чувствует себя  такой беспомощной,как в  больших городах.Таким  же потерянным ощущает себя  там человек.
Жалкий и  пугающий  бывший городской объект – недостроенный дом, брошенный подъемный кран…Художники нашли для  них выразительные композиционные решения. А вот уже чиновники  на финишной прямой, соединенные излюбленной ими красной ленточкой. Или страшный символ власти – многорукое-многоногое существо, спрут. Как  будто крылья, а вблизи – руки, руки, жаждущие хватать  руки. Орел  не курица,  курица не птица… Махровый национализм превращает архитектуру в попсовый бред, и уже не главки, а грибы растут  из всех  приделов. Даже плетущие судьбу мойры запутались в своем огромном клубке. И  мчсники  (мы видим  только их броскую внешнюю  форму) перебрасываются  странными предметами. И  только кумиры трех поколений – Чапай, Гагарин и Цой -  смотрятв глаза изменчивому миру  со своих  портретов, при ближайшем рассмотрении  - скоплению микросхем (оригинальные работы  саратовской художницы Алины Белоусовой).
Мир  после Апокалипсиса  вряд ли  будет  печальней…
                                                                                                                                            Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments