irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. История петербурского искусства в Саратове

          ПЕТЕРБУРГ  ПРОШЛОГО ВЕКА

В Радищевский музей  приехал Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП). Его коллекция – одно  наиболее крупных и  значительных российских собраний, отражающих историю развития живописи Ленинграда-Петербурга ХХ-ХХI веков.
В экспозиции «Петербургское искусство ХХ века» произведения более 60-ти художников разных поколений. Большой ее ценностью  являются  картины художников 1920-1940-х годов. Вот работы известного  творческого объединения Ленинграда - «Круга художников»( Алексей Почтенный, Александр Русаков, Вячеслав Пакулин, Лидия Тимошенко, близкие им Владимир Гринберг и Николай Лапшин). Как  изящно написано в пресс-релизе, «их искусство несет в себе энергетику чисто петербургской культуры, благородную камерность ее содержания».
Психологические «портреты» города Алексея Почтенного («Тучкова   набережная»), где  изысканны   сдержанные  серые и  коричневые цвета, все лаконично и плавно.И  Александра Русаков,  у которого  «интенсивно звучащее, напряженное пространство» . Его Большой проспект Петроградской стороны –в скоплении домов,  в нагромождении фасадов со звучанием розового, желтого,  и над всем – непривычно голубое здесь небо.
Гатчинский дворец Вячеслава Пакулина  радует глаз   щедрой зеленью парка, куда уже вплетены первые золотистые пряди осени.Или вот очень красивое сочетание цветов: Стрелка Васильевского вдали,белый покров Невы,  охристая линия парапета, а между  ними – широкая голубая полоса незастывшей  воды.
Обращает  на себя внимание портрет Русакова, где акцент  сделан  на большие «балетные» ноги и «танцующие»  ножки стула,  и весьма условное  решение лица модели   -  наполовину не   на свету. В той же экспозиции  - автопортрет Виктории Белаковской, ученицы  нашего  Петрова-Водкина, где  лицо дано крупно, рельефно, с  «мускульной» моделировкой , в  перекличке  полосатого фона и  рисунка блузки.Глаз  не оторвешь от нарядно написанной "Девочки" Тимошенко, где столько нежных  и глубоких зеленых  и желтых тонов, такие тонкие нюансировки цвета.
1960-1970-хе  годы представлены работами Руфима Фрумака, Юрия Васнецова, Марию Гороховой, Кирилла Гущина, Георгия  и Олега Татарниковых. Они  уходят в ощущения, в мотив ,  что не мешает им делать живописно-пластические обобщения. Мы видим и работы «Одиннадцати» (ноябрь 1972 года  -  выставка на Охте  как знаковое событие).
Валерий Ватенин и  Завен Аршакуни, Герман Егошина и Валентина Рахина, Виталий Тюленин -  при всей разницы творческих почерков  их объединяла "аллергия"  на официоз.Квартирные выставки и акции во Дворцах культуры – таким путем пошла «Арефьевская группа»  ( Александр Арефьев, Владимир Шагин, Рихард Васми, Шолом Шварца).
Про художников 80-90-х годов  пишут,что «взрывная энергия созидания в их работах воплощалась в беспокойной, подчас агрессивной форме, требовала броскости художественного языка» (Марина Каверзина, Гафур Мендагалиев, Геннадий Устюгов , Дмитрий Шагин, Виктор Тихомиров, Ольга и Александр Флоренских, Валерий Лукки и др.)
Бродя  по залам выставки, мы как бы проходим  весь путь петербургского и русского искусства прошлого века. Путь  был извилист, непрост, но очень ярок, богат на индивидуальности. Великолепные снимки  фотохудожника Валерия Кузьменко позволяют  нам продолжить этот путь в нашей памяти.
                                                                                                                                    Ирина Крайнова, фото Валерия Кузьменко

                                             
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments