irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКАЯ ОПЕРЕТТА. Страсти по Елене



                        ВЕНЕРА ПРОТИВ МАРСА
Точнее было бы : Афродита  против Ареса. Но так написано в либретто оперетты Жака Оффенбаха. Римляне переделали имена  греческих богов, не заботясь  о том, чтобы  переписать  еще и мифы. Хоть  имя Елена осталось  без изменений,  оно ведь стало  давно нарицательным . И так хорошо написано  о ней в программке Саратовской оперетты, которая сама  по себе  - произведение искусства: «Елена Троянская…Если бы ее  никогда  не существовало,ее следовало  бы выдумать:  образ самой прекрасной женщины на свете,с которой не могли сравниться  даже  боги,  одна из вечных фантазий человечества, которому всегда был  нужен  идеал».
Немецкого еврея  Оффенбаха французы  давно считают своим : он   - родоначальник французской оперетты. Дирижер, виолончелист и композитор  открывает маленький театрик
Буфф-Паризьен и ставит целый ряд небольших оперетт. Париж очарован этим  чудным мелодистом. Великий англичанин  Теккерей,   посетив  столицу Франции, пророчески замечает: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах».
Одна из самых известных его оперетт «Орфей в аду». Не менее популярна  «Прекрасная Елена». По определению композитора,   это опера-буфф, пародирующая  приемы серьезной оперы.  Согласно французской комической оперной традиции,  здесь много диалогов, куплетов, ансамблей, хоров, арий, больших музыкальных финалов. И конечно, яркие, запоминающиеся мелодии.
Но сюжет довольно   рыхлый. Изначально он основывался  на  «Илиаде» Гомера и  назывался «Взятие Трои». Трою  авторы и герои древности  так и «не взяли»: до  войны  дело  не  дошло .  Кроме того, опера-буфф Оффенбаха воспринималась как острая сатира : в бородке клинышком  Менелая узнавали Наполеона III.
Известные советские комедиографы   Константинов и Рацер  создали свой сюжет, где  тема Елены   обрела плоть  и кровь  и превратилась… в политическую интригу жреца храма Марса Калхаса. Война выгодна служителям культа: она их кормит и поит. По  этому  же либретто  поставил «Прекрасную Елену» в  Саратовской оперетте приглашенный режиссер  Антон Лободаев - в рамках федерального проекта «Культура малой родины». Мы уже видели его «Алые паруса» по тому  же проекту поддержки малых  городов.
Утекающее  яблоко   на арьерсцене, похожее  на  циферблат Дали, сразу  дает  важную символику. Время не остановишь, но можно попробовать  на машине времени слетать в прошлое. Через зал проходит в эффектном сарафане Елена - Оксана Колчина ( ее пышные  платья 50-х годов прошлого века  с  симпатичным «древнегреческим» узором  - лучшее, что  имеется в «гардеробе» спектакля от  художника Ольги Колесниковой). Следом, весь обвешанный  чемоданами, трусит редкий  подкаблучник Менелай ( Анатолий Горевой). Местами  сильно утрированный  у него образ влюбленного мужа.
Колчина  -  известная  вокалистка и   отличная характерная актриса ( а Елена  «девушка с характером»:  капризна, строптива,  ненадежна). Но  служанка Порция (прелестная белокурая Марина Фролова) порой, увы,   затмевает ее своей ослепительной красотой.
Как всегда, хорош Артур Мухаметдинов – Парис. И в вокале , и в актерской игре. Влюбленный  сын царя изобретательный в попытках  добыть Елену. Вот  только «вихляние бедрами»  (наверняка «находка» режиссера)  отбрасывает нас к такой «вампуке»… .Как и пошловатая сцена  в спальне царицы. Лишь диву даешься – ведь это  театр, носящий звание областного. Вампука - выражение, обозначающее трафаретные, шаблонные, исключительно банальные и нелепые ходы в оперных постановках.И самое неприятное, что зритель даже подхлопывает подобной сцене. Получается обратная реакция: не  театр поднимает  зрителя  до своего уровня, а снижается  до  его.
Все искупает Оффенбах.  Все время звучит чудная музыка ( правда, вокалисты  отчего-то  не всегда попадают в ноты). Она  сокращена, но  осталась в ариях Париса,  в дуэтах героев, в хорах.   Любопытно пластическое решение,  удачно вписавшееся в малую площадь сцены ( балетмейстер Александр Сапрунов): ожившие античные  статуи.  С интересом следишь за поединком лукавой жрицы любви Парфениды (Наталья Антонова) и  хитроумного жреца войны  ( отличный  создает  образ фактурный  и талантливый Роман Каляев) .Третьим в  этой компании  - комичный герой Николая Сухоручкина. Плутон всегда  на стороне  того,  чей кошелек толще.Забавен Ахилл, с его незамутненным наукой разумом( Дмитрий Гудков).  В фойе - удачное продолжение Древней Греции.Декорации  были бы  совсем хороши   (художник-постановщик Елена Немчанинова), если  б не их …избыточность. А ведь  строгий лаконизм всегда  отличал стиль  этой художницы.
Здесь пересолили, там переборщили… Вроде, ничего, с кем  не бывает.Но  коль  это    войдет в привычку… Жаль, если театр со  славной историей , с очевидным  хорошим составом  пойдет  таким путем.
                                                                                 Ирина Крайнова, обозреватель в Российском театральном журнале


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments