irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА . Проект "Большие гастроли"

 

                                  ОТ КАРМИНА ДО КАРМЕН
Царицынская опера приехала к нам почти в полном составе ( 200 человек с оркестром), с двумя  премьерами ( «Кармина Бурана» вышла  только в конце июня), в рамках «Больших гастролей» и - сразила зрителей молодостью, энергией и талантом.
Карл Орф, выдающийся немецкий композитор, вообще-то написал сценическую кантату . Она часто исполняется в концертном варианте. «Carmina Burana»  - «Песни Бойерна», (1937 год). Это первая часть трилогии,  где есть еще «Песни Катулла» ( «Catulli Carmina» )и «Триумф Афродиты». Все части вместе называются «Trionfi» ( «Триумфы»). Композитор  писал, что это  как «праздник победы человеческого духа через равновесие плотского и вселенского». Музыка создана на стихи голиардов-бродячих актеров. Рукопись  XIII век (!) , найденная в веке XIX в баварском бенедиктинском монастыре Бойерн . Отсюда название. «Заразительный ритм и  простые тональности»  отличают кантату, написанную на  ранненемецком и на латинском  языках.
«Кармина Бурана» Царицынской оперы   - это музыкально-хореографическая мистерия. Кроме Орфа там звучит музыка Георга Генделя и Вольфганга Моцарта. Мы слышим   проникновенную «Lacrimosa» Моцарта в самый трагичный момент. Режиссер-постановщик Александр Зверев и дирижер-постановщик Сергей Гринев создали  законченный сюжет философского  содержания. И кроме хора, хоровой капеллы  и солистов-вокалистов включили балетную труппу. Героиня  легкой прелестной Маргариты Таракановой проходит весь  жизненный путь – от пролога с рождением, выбором родителей (до  рождения мы    выбираем  их сами ) до первой любви, первой ошибки:  приходит другой, настоящий, но уже поздно, ты  уже не свободна. Балетные сцены удачно смонтированы с вокальными.Ведь главная любовь Героини -   пленительный Баритон ( Руслан Сигбатулин).  С ней всегда   рядом  Безликий в капюшоне (Сергей Круглов), отвечающий перед небом за ее земной путь.
Он не всегда может помочь,а  однажды совершает роковую ошибку, поменяв местами того, кто  должен был  погибнуть,с человеком как будто  конченым. Тенор ( Алексей Михайлов) – праздный гуляка, пьяница, ввязывающийся в драки.А Баритон  умный,благородный,  они с Героиней любят  друг  друга.  Но где-то на небесах Мойра, уже сплела нити судьбы  Баритона и Тенора . В «
Илиаде» и «Одиссее»  Мойра   упоминается как «безличная необходимость, неподвластная даже богам». А  это уже месть : выживший  Баритон повторяет  все дурные поступки Тенора,  по сути, становится им.
Очень глубокая вещь,  решенная минимальными средствами. Хореография  проста, мелодии незатейливы, порой суровы, но очень  выразительны.
Здесь много цвета и света. Древо жизни и смерти создано  с помощью декорации и объемной проекции. Туда уводит  Безликий души умерших. Тоскующая душа Героини прорывается страстной арией Сопрано (Светлана Сигбатулина) и  ненадолго  появляется в ложе. .
Нам показали  и культовую оперу «Кармен».  Поставленную практически  без купюр и «цыганско –испанского» налета    Постановка режиссера из Австрии Грига Скоморовски  куда ближе к первоисточнику – новелле Мериме, чей перенос на сцену (притом, что либреттисты ее сильно изменили) вызвал поначалу  шок у  французской публики.Какие-то солдаты, контрабандисты, работницы «табачки» !
Кармен -  Наталья Филиппова не столько чарует  мужчин песнями- плясками, сколько смелым и независимым нравом, редким  у женщин в то время. Хозе ее завоевал тем, что  не обращал  на нее  ни малейшего внимания, когда  другие  только и  ждали ее взгляда.
Из программки   явствует, что   - центральный образ. «Как происходит подобная радикальная трансформация от абсолютного добра к злу – главный вопрос, интересующий режиссера в новой постановке». Хорошо играет Хозе - Виталий Ревякин (волгоградские вокалисты  -  сильные актеры). Мы видим всю  глубину его отчаяния: предал невесту, мать, нарушил армейскую клятву ради той, что любила его так  недолго. Но  мы тоже прикованы глазами к Кармен:  статная подвижная фигурка, пышные темные волосы,  косой взгляд из-под ресниц женщины, которая знает, чего  она хочет , и всегда  добивается своего. Не красавица, но  из тех, кто собирает  жатву только покоренными сердцами.Под стать ей  Эскамильо - Александр Еленик,  он тоже из породы победителей.
Известные  до последней ноты  арии не превращаются  здесь в «выходные»,  а решаются драматически.
Непривычная психологичная игра в оперном театре , непривычно стильные черно-красные костюмы  (есть моменты,когда Кармен неотличима  от своих напарниц), сверхлаконичные декорации ( добавляющие мрачноватость в действие).  Отличный  хор, интересные солисты. Эмоционально и   -танцевально  решенная сцена  корриды. Не сама  ли Кармен бросает вызов сразу нескольким  своим соискателям? Спектакль небесспорный, но  версия свежая , любопытная.

                                                                                                                                                                            Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments