irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ . Снова с Варгафтиком и Шнитке

          ВООБРАЖАЕМЫЕ СИМФОНИИ

Можно  ли полюбить ненаписанную симфонию? Еще как. Особенно, если программа  составлена  так любовно, с участием  замечательного музыковеда Артема Варгафтика и превосходного  дирижера Дмитрия Крюкова.  А играет наш АСО филармонии им. Шнитке.К нам снова приехал неподражаемый Артем  и в рамках Фестиваля   «Пространство  Альфреда Шнитке» провел  его третий концерт.Где в воображаемой симфонии Альфреда Гарриевича  соединены четыре его мелодии к кинофильмам «Экипаж», «Сказка странствий», «Агония» и «Мертвые души».
Музыковед показал всю цельность и  глубину музыки гениального композитора, который в советское время вынужден  был прозябать в «мелких жанрах», ведь     это  был единственный способ прокормиться. Но писал   он так, что эти «музыкальные  обои», как называют  порой жанр киномузыки,  вырастали до значительных произведений искусства. Мы  не видим  привычные кадры  пылающего  фона самолета в фильме-катастрофе «Экипаж» и его крайне рискованного взлета, но слышим , чувствуем все  это в  нарастающем драматизме мелодии .
Следующая часть «симфонии» -   «Сказка странствий», самый непонятый и малозамеченный фильм Митты ,  больше  сделанный для взрослых. Приведу высказывание  кинозрительницы : «Отдельной темой  здесь  идет музыка: Шнитке — гений без обсуждения. «Полет» — переворачивает душу, слезы от ощущения потока свободы и истины вычищают залежи и осколки личных страданий и заблуждений зрителя, давая место точному пониманию настоящего и правильного, веры в мечту, дух и человека. А самое удивительное - это ощущение надежды и света. Надежды, что не совсем испорчен и пал человек, что у него есть шанс стать тем, кем он быть должен — мудрым и свободным творцом, понимающим этот мир». И дает  это  ощущение  не только удивительная  режиссерская  и  операторская  работа,  потрясающе  органичная игра актеров (Андрей Миронов, Лев Дуров, Татьяна Оксюта), но и полноправный ее участник  - музыка.
Затем последовала  часть с  музыкой  из «Агонии» Элема Климова , ее относят к четырем лучшим мелодиям  из советских фильмов.
Фильм  вышел на экранах лишь спустя 11 лет  после создания. Чтобы музыка «не пропала даром»,  композитор использовал тему в Первом Кончерто гроссо. Он говорил,  что мелодию  слышал от  своей бабушки.  Сатанинский образ Распутина, созданный Петренко, еще более ускорившего падение страны в пропасть, подкрепляется  лихой и лукавой мелодией.  Завершает «симфонию» музыка к «Мертвым душам», которую ведущий  считает самым точным  проникновением в инфернальную природу  поэмы Гоголя.   Никто  не знает,  как бы ее закончил автор. Танец мертвых душ – что может быть «жутче»?
Артем облегчил  души зрителей, не умеющих считать  до четырех, рассказав,  что в стародавние времена не возбранялось  хлопать между  частями музыкального произведения,   а также выпивать  и закусывать. И мы  от души хлопали каждой части великой киномузыки, с блеском исполненной симфоническим оркестром  под руководством маэстро Крючкова. Со своей  тонкой «балетной» фигурой, казалось , он  не только  изящно взмахивал  своей палочкой – а сам как бы  в нее превращался, направляя   еле видимые движения смычка, касания пальцев струны или клавиши.
Во втором отделении был Йосиф Гайдн.  Воображаемая симфония, составленная  из части  Симфония №1 ,Симфония № 64 , Менуэта из Симфония № 47  и Финала из Симфонии № 60. Казалось бы, какая связь основоположника венской классической школы с «авангардным» Шнитке?  Лучше  всего   о нашем земляке всего сказал Мстислав Ростропович: «Вообще, самое замечательное в Шнитке — это всеобъемлющий, всеохватывающий гений. Шнитке использует всё, что было выдумано до него, использует как палитру, как краски». А австрийская школа была ему  не чужая : в детстве с отцом  он жил в Австрии,и это , видимо, осталось среди тех бесценных воспоминаний детства, которые  мы  забираем с собой во взрослую  жизнь . И  Гайдн очень мало похож  на  важного придворного композитора. Мы услышали часть симфонии (Темпора mutantur) , где есть   как будто  «недописанное»:  мелодия перемежается частыми короткими паузами – видимо  для того, чтобы воображение слушателя лучше работало. В одной части «симфонии» прозвучал менуэт, который можно исполнять «в обе стороны». Но самый эффектный кусок был в финале , когда , по словам ведущего, случился первый «перфоманс» в мире. Двор правителя никак  не переезжал на «зимние квартиры»  из  холодного загородного  дома, и Гайдн написал  симфонию, где под конец музыканты играют при выключенном свете, один за другим покидая сцену,  маэстро  все  пытается их остановить, пока, махнув рукой, не удаляется  сам. Конечно же, приказ  о переезде был  подписан уже  на другой день.
От дирижера потребовался немалый актерский талант, чтобы изобразить  эту  забавную сцену, продо
лжая вести симфонию. Лучший шанс познакомиться с классикой и полюбить ее вряд ли  мог  бы представиться.
                                                                                                                                                                        Ирина Крайнова, фото с сайта

СПРАВКА
*Артем Варгафтик - музыкальный критик, ведущий музыкальных программ («Сад культуры» на РТ, цикл передач о Вагнере на ТВЦ, программы  на телеканале «Культура»); музыкальный обозреватель программ «Положение вещей» и «Тем временем» . Лучший гид в мир музыки.
*Дмитрий Крюков
- регулярно выступает в крупнейших залах Москвы и России, ведет концертную деятельность за рубежом.Сотрудничает: с oркестром Госкапеллы России, Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е.Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, оркестром Московской филармонии, Московской консерватории, Большого театра, Театра оперы и балета Екатеринбурга, оркестрами Саратовской, Пермской, Екатеринбургской, Красноярской, Луганской филармоний, Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, Национальным филармоническим оркестром Узбекистана, оркестром Датского радио, Брандербургским государственным, оркестром Оперы Льежа (Бельгия). В 2012-18 гг. работал в качестве ассистента Геннадия Рождественского в России и за рубежом.Репертуар дирижера включает музыку различных эпох и стилей от И.С. Баха до С. Губайдулиной, включая основные симфонические, оперные и концертные сочинения этого периода.
                                                                                                                                                                             
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments