irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТР КУКОЛ ТЕРЕМОК . Незнакомая Лагерлёф



      ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПОДКИДЫША
Шведская  писательница Сельма Лагерлёф - первая в мире женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе. Она  прославилась книгой , которая  хорошо известна нашим детям. Про чудесное путешествие  Нильса с дикими гусями. Но главный режиссер кукольного театра «Теремок» Геннадий Шугуров   выбрал для постановки  гораздо менее известную  у нас сказка-притчу «Подменыш»  из сборника "Тролли и люди", написанную в годы Первой мировой войны.
"Подменышем» в Швеции называют чертенка, которого ведьма подкидывает людям, крадя у них ребенка.  Еще это слово ("бортбютинг)" в шведском языке означает ребенка, не похожего на своих родителей. В одном переводе фигурирует «страшная старая карга» троллиха, в другом  -  «через лес шла Ведьма, неся своего детеныша в берестяном коробе на спине». Что суть дела  не меняет . И там, и там  ее детеныш   «велик размером и безобразен». Волосы его были, как щетина, зубы остры, как шилья,  на мизинце – коготь.
В притче некое противоречие: «Для ведьмы, конечно, это был самый красивый ребенок в мире». Тем  не менее, увидав человеческого сына с голубыми глазками, румяными  щечками и гладкими шелковистыми волосами , она так им залюбовалась, что совершила подмену, забрав ребенка и   подкинув тролльчонка в  счастливую семью Тумаса и Астрид. Инсценировка написана  Геннадием Игоревичем,  и он психологически обосновывает выходку Троллихи: захотелось и ей, чтобы ее чадо пожило в тепле и достатке , где у детей  отрастают такие  круглые щеки.
Постановщик дал имена  безымянным  героям сказки.
Больше разработан  в сценической версии  эпизод падения в пропасть ребенка. Во всем виноват старый трухлявый мост. Деревянный, щелястый, как и   все   декорации , очень цельные здесь ( художник Татьяна Старикова).Появляется  на сцене  и толпа,  изначально враждебная  к  нечеловеческому детенышу.  Из книжки неизвестно, кто поджег дом Тумаса .Здесь поджигатели  -   озлобленные соседи.
Сказка Лагерлёф грешит   односторонностью,мы не знаем, какого   детеныша  она растит, доброго  или злого, благодарного своей приемной матери или к ней равнодушного. Он никак себя  не выражает и нужен   только , чтобы оттенить образ крестьянки. И в книжке , и в  спектакле  она   обыкновенная  женщина, которой сверхъестественное материнское чутье подсказывает, что  нельзя обижать троллёнка – всякое его притеснение  бумерангом  отзовется ее  пропавшему сыну. И хоть сама Астрид  часто хотела  от него  избавиться...всегда спасала  в последний момент: «Она резко рванулась вперед, успела схватить подменыша за одежку и вытащить его на дорогу».
В притче  нет волшебной помощи свыше. Все объясняется  обыденно : когда  несчастная женщина, одна против  толпы, осуждающих ее,  отдает, наконец,  самое дорогое, что у нее    есть (после сына ) - своего мужа, злые чары  развеиваются  -   они бессильны против  такой стойкости. Так исподволь, без пафоса, славится сила материнской любви, ее терпение и терпимость  к не  таким, как мы (философские смыслы могут быть разные).
Куклы Стариковой всегда упрощенные,   но  сейчас они как нельзя лучше  вписались в стилистику  суровой северной легенды: примитивные, грубые,с тяжелыми чертами, словно вытесанными из   твердого дерева или камня.  «Старая карга» Троллиха мало чем отличается внешне. На сцене марионетки ( штоковые) - самый трудный,   но и самый выразительный вид кукол.
В  этой истории,  талантливо рассказанной четырьмя актерами (супруги Усовы , Светлана и Алексей ,   еще  совсем молодые    кукольники Владимир Решетов и Анастасия Кайро)  не   слишком выразителен  финал. Как бы  малопсихологична  ни была сказка,  состояние матери    в ней прослежено.  «Жена крестьянина по-прежнему сидела у колодца. Она словно окаменела. Не в силах пошевельнуться, она не слышала и не видела ничего, что творилось вокруг…И вдруг она услыхала, как вдали кричит ее муж; он звал ее, и сердце ее забилось вновь. К ней опять вернулась жизнь».  В спектакле  появляется подросший  сын  и довольно буднично сообщает, что  только любовь матери, забота  и защита  Подменыша спасли   жизнь его, сына . Не хватает  каких-то важных  последних эмоций, возможно -  катарсиса.
Ну   и  дымов  на сцене  переизбыток. Если даже не все  из них  долетают до  зала,  зачем, спрашивается, артистам полтора часа вдыхать аллергенные
для многих  вещества?  Чтобы обозначить  туман и непогоду, в арсенале современного видеорежиссера  достаточно средств...
Спектакль   по-настоящему интересен  и  детской ,  и взрослой  аудитории.  И чем более  старшие школьники будут приходить в театр, тем серьезнее и глубже вопросы начнут  себе задавать.
                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments