irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЮЗ КИСЕЛЕВА . Последний спектакль Ошерова

Японский фестиваль ,гости из Италии, День Кузн 081.JPG
                        БЕМБИ. НАЧАЛО ПУТИ
«Царила торжественная ночная тишина. Спал лес, дремали деревья и кустарники, птицы спрятали головы под крылья, воздух начинающегося лета был недвижим. Стояла пора цветения, лес грезил, дыхание его было неслышным и ароматным. Если порой и раздавался печально-красивый крик совы или короткие, пронзительные вопли, которые время от времени испускал филин, то потом тишина становилась еще более глубокой…»
Так поэтично-красиво начинается книга   «Бемби». В тюзе Киселева    первая  осенняя  премьера - спектакль «Тропа» по роману Феликса Зальтена. Доведенная  до  логического конца мечта Юрия Петровича  Ошерова, который всегда искал литературу для детей и подростков умную и глубокую.  Посвящается   его памяти.
Больше  года художественный руководитель  театра вел работу над спектаклем, писал инсценировку, искал  сценическое решение . Нашел, создал макет  - легкую конструкцию  сказочного леса. Он  же провел с актерами застольный период,  начал репетировать.  Трагическая случайность оборвала его  жизнь. Ученик Ошерова  Алексей Чернышев вырос в  талантливого режиссера ( мы видели много его  отличных детских спектаклей на сцене Старого  тюза),  он довершил начатое учителем. На большой сцене  оживает в паутинке декораций  лес олененка  Бемби ( в оригинале  автора – косули).
Многие помнят эту историю   по мультфильму Уолта Диснея, который  считал   его лучшим  своим произведением.Но  это уже адаптация  для детей , со «смягченным» сюжетом,   с зайчиками и  белочками. Роман Зальтена появился в Германии предфашистской, и был  прочитан идеологами Третьего рейха как произведение  сугубо вредное. Книги немецкого еврея  горели  на кострах инквизиции 20 века   вместе с другими гуманистами.
Авторский пересказ с немецкого  сделал в России писатель Юрий Нагибин. Поэтичный фильм в двух частях  сняла Наталья Бондарчук.  Там   очень    живописные съемки природы.   В фильме играла вся ее семья: Бемби в детстве  - сын Иван, в юности  - тогдашний муж Николай Бурляев, роль матери исполнила она сама, а старой оленихи Неттлы, воспитавшей малыша,  мать  актрисы  и  режиссера Инна Макарова.
И вот версия Ошерова-Чернышева. Бережно относясь к замыслу  своего мастера, Алексей  не увлекается техническими трюками и анимацией, которые   так ярки в других его постановках. Но с помощью последней  он создает сильный образ Врага леса и всего животного мира  – Человека с ружьем. Мы видим  на экране  только тень с широко  расставленными ногами.  Появления ее достаточно, чтобы все живое спасалось  бегством, но кто-то, не успев, упадет  в траву  навсегда…Как уж не встала мать Бемби,  стремительная молодая олениха  ( а ей  еще так хотелось бегать  наперегонки с сильными оленями!). Ее  убедительно играет  женственная Мария Лучкова…
Бемби Александры Карельских – еще  совсем стригунок, живой, любопытный, подвижный ( только прическа у него  здесь  очень  непонятная – лучше, когда  он в капюшоне). Бемби в юности ( Олег Верин) - более  осторожный, осмотрительный, умнеющий  прямо на глазах.Его антипод  - слабый  и трусливый Гобо ( Александр Степанов).Попав в неволю к человеку, он рабски предан хозяину, хотя  от пули «благодетеля»  его  не спасет  даже шелковый бант ( в оригинале –веревка). Хороши и  юные оленихи   (Вероника Клинаева и Ольга Лисенко). Два  узловых лица   книги - старая тетушка Неттла ( Марина Полозова), хранительница семейного  очага и женской теплоты,  и  старый отшельник , бывший Вожак  стада ( Владимир Конев), отрешенный и мудрый. В  этой роли  актер похож  на убеленного сединами Гэндальфа из эпопеи Толкиена. Вожак и Неттла всегда  появляются тихо, из-за стволов деревьев, произносят ключевые слова , помогают   без лишних сантиметов и исчезают снова, как старые тени.
Вся  основная динамика спектакля, его молодой шум  отдан студентам Артема Кузина, которые  уже  на первом и втором курсах несколькими зрелыми работами     заставили  о себе говорить ( режиссер  по пластике Алексей Кривега). Целая группа работала над  «сказочным» музыкальным озвучиванием постановки,  художественное решение  Ошерова завершила Ольга Колесникова. Ее  здесь и  броские ,  запоминающиеся костюмы.Очень корректно  показаны  рога -короны Принцев леса.
Автор инсценировки писал  ее для детского театра и использовал некоторых персонажей  «диснеевского ряда». Так в спектакле появились милая  добродушная Белочка (Аня Соседова),  безвредный ворчун Сыч ( Владимир Егоров), очень  довольный собой комичный Дятел (Валерий Емельянов). Они  несколько выбиваются из общего притчевого  тона повествования  о взрослении юной души (особенно  шаблонный образ Сороки), которое  не обходится без  горя и потерь. Но таков замысел постановщика. Все равно все всё поняли: про детство, полное явных и скрытых  опасностей, про первую  любовь , первую смерть, про соперничество и  -  неизбежное одиночество.Какие олени или косули?... Всё про нас, про  людей.
«Час ученичества! /Но зрим и ведом /Другой нам свет, — еще заря зажглась. /Благословен ему грядущий следом /Ты — одиночества верховный час».
Как писали о романе Зальтена, «в словесных изображениях, которые иногда захватывают дыхание, автор рисует лес во всех его настроениях — брошенным в сумасшествие бурями, белым и тихим подо снегом или шепчащим и поющим себе на заре».
Наверное, это очень трудно  - перенести  такой мир природы  на сцену (  получается  лишь  в фильме). А скорее, и невозможно. Зато есть растущий , оживающий лес    на аванзанавесе  -  и он дивно хорош.
Царила торжественная ночная тишина…
                                                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments