irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КЛУБ "АНТРАКТ" . Гость клуба актер Валерий Емельянов

    БУДЬТЕ КАК ДЕТИ

«И  сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»
Речь здесь  об уподоблении детям в их нравственной чистоте, беззлобии,  бесхитростности, отсутствии лукавства,зависти. Апостол Павел говорил, что  только « на злое будьте младенцы». Вот  таким  большим ребенком кажется мне Валерий Емельянов.
Кто играл в спектаклях Александра Дзекуна,  того это наилучшим образом рекомендует. В великую пору Дзекуна в Саратовской драме  шли потрясающие постановки.  Емельянов, ученик его и  сильнейшего педагога  народной артистки СССР Валентины Ермаковой, был ведущим актером театра.
Особенно врезались в память две его роли в булгаковских   текстах (а Дзекун превратил драму в театр Булгакова: шли две его пьесы и две инсценировки). Молодой артист играл затюканного, робкого с виду, наглеющего на глазах драматурга Дымогацкого, знающего, чем потрафить новой власти ( «Багровый остров»), и    невозмутимого убийцу  Азазелло в  свите
Воланда.  «Падший ангел» здесь -  жестокий воин, исполняющий самые неприятные поручения Князя тьмы: убить, услать подальше, в крайности -  напугать.  «Главный» знал, что  один из его  любимых актеров  справится со всеми сложностями драматургии.
Валерий Николаевич 23 года прослужил в Саратовской драмы, уход его  оттуда отозвался пустотой в сердце зрителей .
Только сейчас актер раскрывает причины ухода:  почувствовал себя ненужным в театре той поры . Зато тюз Киселева с радостью принял актера-лицедея, который  на сцене  одинаково хорош во всех  жанрах. Глубокому переживанию в острой яркой форме его научили Учителя. Емельянов сыграл более 90 ролей. И больше  сорока уже здесь, в тюзе.
Заслуженный артист России, он  тем не менее  не  избегает ролей птичек и зверюшек. Везде  свое видение и отношение. Совсем свежая премьера театра - «Тропа» по роману Зальтена . Всего  несколько реплик  там у Дятла, но за ними  угадывается его упрямый норов. А сколько сказочных королей и царей переиграл артист, всех и не упомнишь.  И здесь  он разный. Добродушный и справедливый   Царь Берендей в  «Снегурочке». И  - трусоватый, вероломный Король в «Снежной королеве»…Его очень  любил великолепный  итальянский режиссер Паоло Ланди, который много ставил в тюзе,   и давал роли во всех  своих постановках. Природа комического, пожалуй,   показана актером во всех  ее проявлениях:  грозный Городничий в «Ревизоре» и   забавный месье Вральман в «Недоросле», пугливый председатель Одесской бубличной артели в «Двенадцати стульях» и  крайне серьезный  персонаж Он в  абсурдистской  пьесе Ионеско.
В тюзовском  багаже актера есть  по-настоящему драматические роли: честный, но бедный Маргаритов у Островского, не согнувшийся  под катком тирании Люборецкий в инсценировке по  Борису Васильеву,  конечно, -   Отец Илюши Снегирева в «Мальчиках» Достоевского – при всей  его  внешней браваде, персонаж  трагической глубины. 
О Профессоре
Серебрякове Валерия Емельянова  я  уже писала: крепок для своих лет, ворчлив не от дряхлости, а от  хворости…Так же  сильно его  мучит  бездействие,  непривлекательная среда, в которой  должен находиться. Но вот  как будто  посетило  его  озарение,   «исход» для  него, для всех:  имение можно продать!  И он снова бодр, энергичен,    забыл  про ноги.     Профессор  здесь очень живой,  а не «каменный истукан».
Только пересмотрела запись репетиции Дзекуна «Багровый остров». Сидит Александр Галко, который в роли директора театра  тоже немножко Воланд.  Что-то мямлит опоздавший со сроками Автор (Емельянов). Вдруг режиссер  бросается на сцену с ножницами, обрезает пальцы и пятки его черных носков. Не только босой пришел  герой  в театр, но «сирый и голый»…
Есть актеры, не блистающие  фактурой, не занимающие вокруг себя  слишком много пространства - в силу природной скромности, но   совершенно незаменимые. И очень  любимые зрителем.
Хорошо, что именно Емельянова  пригласил художественный   руководитель  театра магии и фокусов Сергей  Щукин в свой театральный клуб «Антракт»,  задал вопросы об учителях, режиссерах, о первых шагах в профессию, о  любимых ролях. Мы узнали, что в театральное училище  можно поступить только  из-за  любимой девушки, как с одним выученным стихотворением  проходят на следующий  тур, как  поздно, но сбываются  актерские мечты  (сравнительно недавно  Валерий Николаевич сыграл… Ромео в хореографическо-пластической версии Шекспира ), что  не всегда дети идут по стопам родителей , и  это к лучшему.  О театре-доме, каким стал для него  за 15 лет тюз.
Сергей Вадимович вел диалог, говоря о  детской открытости души , которая сохраняется в хорошем актере на всю  жизнь.  А в конце  ведущий попросил гостя клуба  почитать что-нибудь из литературы. Из прозрачного  пакета очень буднично  герой вечера вынул листки с рассказом  «Осень». И   совершенно погрузил нас в светлую печаль шукшинской прозы. Тоска о несбывшемся, кому  она незнакома…
Мы увидели еще  одну грань  замечательного актера  -   мастера художественного слова.
                                                                                                                                                                  Ирина Крайнова, фото с сайтов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments