irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. СХУ.ФЕДИНСКИЙ. Театральные и другие вернисажи




          МНОГО ТЕАТРА И…  НЕМНОГО ЛЕТА
Выставки  открываются   везде: в залах художественного  и литературного музеев, в художественном училище, в театре. Не забудем, что Саратов – город художников.

Фуэте…с гармошкой. В  училище Боголюбова выставка в честь Года театра триедина. Студенты представили свои варианты  афиш и «театральную азбуку»: каждой букве алфавита соответствует персонаж в костюме эпохи (а эпохи показаны разные). Артист балета и фотохудожник Алексей Борисов показал  экспозицию  на темы  Закулисья и  ключевых моментов спектакля.
Меньшая по размеру  выставка его фоторабот экспонировалась в Доме работников искусств. Большие, высокие залы училища позволили  добавить новые снимки, увеличить  их,  развесить  более свободно. От  этого  они  только выиграли .
Для меня всегда  загадка, откуда будет снимать Алексей, какой выберет ракурс. Вот  здесь  он снял  немного сверху, а здесь  - из боковых кулис, а тут -  вообще неизвестно откуда. Как в воздухе парил, поспевая за быстрым  бегом танцовщиков…Конечно, «балетные» фотографии ему особенно удаются. Какой  пронзительный взгляд  у солиста   Алексея Михеева. Буквально «прожигает» партнершу. А здесь и здесь  фотограф успел ухватить  балетный жест -   типичный , но всегда  очень выразительный. Там две маленькие девочки делают первые, пробные шажки в искусстве танца…
Алексей - человек любознательный и  отзывчивый , он много снимает  спектакли  других театров, концерты. Один из самых сильных кадров Борисова  - темпераментный Эмир Кустурица, знаменитый сербский кинорежиссер и актер играет  в ансамбле . Выступающий    с музыкальными концертами   киноартист здесь  просто  на пике   эмоций. Я бы  еще увеличила  этот превосходный снимок. Он точно вписался в тему выставки «Весь мир  - театр».
Актер, художник и музыкант Павел Никитин  развернул  в залах училища  солидную экспозицию. Здесь много портретов, где автору   всегда удается ухватить внешнее сходство.  Некие их натуралистические  черты   служат хорошую службу, когда надо создать экспрессивный и цельный образ.Таков наш великий земляк Евгений Лебедев в роли Артура Уи с пугающим взглядом, таков    худой , острый Владимир Вардугин
Художник, собравший саратовскую группу, которая из  года в год ездит  на  Международный  фестиваль  La Pallete du Monde, ("Палитра мира"), конечно,  не мог  не передать   живописный привет  прекрасной Франции. Изящны  его работы в технике граттаж . Слово, конечно, французское (gratter — скрести, царапать), и   означает рисунок  с процарапыванием пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Эта изысканная техника словно создана  для  того, чтобы показать старинные уголки маленьких городков с их  островерхими  башенками,  крошечными  балкончиками и  непременными жалюзи . И другие техники художником  использованы ( пастель, маркер и т.д.) Очень  любят  французы слушать, как  он играет  на гармошке с колокольцами  русские песни. Директор музея саратовской гармошки  Павел  Никитин и  на вернисаж  прихватил  свой   маленький инструмент. Так что с Годом театра прощались мы весело.

Магия театраВыставка,  открывшаяся в Саратовской драме, называлась оригинально: «Не  только театр». Казалось бы, авторы ее  -  самые театральные  люди: главный художник  театра Юрий Наместников и  художник, декоратор Ирина Драгункина. Им хватило времени  и на станковую  живопись. Ирина показала пейзажи и натюрморты,  выполненные в особом стиле, дающие эффект неких «брызгов»   на холст. Напоминают одновременно  причудливые  переливы батика и  богатую текстуру минералов. Они   приглушены тонально , без сильных цветовых акцентов.
Юрий, продолжая линию символических картин, разместил в фойе театра   крупные квадраты, стилизованные  под разные  эпохи. Эти две  картины ,  почти графичные,  я   еще  не видела.  Девушка  под огромным зонтом  плывет над миром, а  где-то внизу «идут грибные  дожди», растут цветочные  поляны. Наверное,  это сама Флора. Зимняя фея  не менее прекрасна. Она  лишь немного пролила кувшин с белым-белым  молоком, а  снежный ковер  уже  укутал  землю,  спрятал  будущие ростки под свой пушистый ворс …Выставка драмовских  художников  с успехом прошла в Областной Думе и  вернулась в родные стены.
«Кочевой»  стала и  большая выставка театральных художников Саратовской области. Она побывала в Центральном театральном музее им. Бахрушина в Москве. А потом, в значительно увеличенном размере, раскинулась в трех залах  и коридоре бывшей Биржи (корпус Радищевского музея). Межрегиональный проект  охватывает работы художников Саратова и области за сто лет.  Больше  двухсот произведений  на театральные темы,  где есть всё :  эскизы декораций и костюмов персонажей,  макеты  сцены,  манекены  в полном блеске фраков и камзолов, в   старинных женских нарядах,  кукольная  коллекция,  программки и  афиши.
Все наши ведущие коллективы : театр оперы и балета и  театр драмы,  тюз и  областной театр оперетты, театр кукол «Теремок» и  театр «Версия», театр «Куклы папы Карло», Балаковский, Балашовский , Вольский театры,  подготовили  серьезные  экспозиции.
Пересмотреть  абсолютно все невозможно, глаз выхватывает что-то свое. Всегда интересно смотреть работы Архангельского и Глинского ( тюз Киселева и драма им. Слонова)  - двух замечательных театральных художников прошлого, которые создали  подробные декорации в стиле той эпохи, но  сделали  это так «вкусно». С удовольствием нахожу  эскизы балашовского  художника Валерия Филиппова. Приехали сюда и   парадные «золотые-серебряные» костюмы «живых  скульптур» с открытия  Хоперского фестиваля. Худрук театра Владимир Попов рассказывал, что ткани у  них  всегда самые лучшие – ездят за  ними в большие  города. «Теремок», к счастью,  кроме "пучеглазых" героев художницы Стариковой ,показал  других кукол, решенных совсем в иной стилистике:  чудных,  неповторимых  юрасовских,   изящных, тонких  ечеинских,  жестковатых ,  лаконичных гаврюшовских.
Тюз Киселева сделал удачные инсталляции  своих постановок:  живописное «окошко» макета, тут же,  на авансцене – программки,  фото из спектаклей. Оперетта показала  не только  воздушные силуэты героинь в эскизах Елены Немчаниновой , но и их  чудесное воплощение в шелках, бархатах,  кружевах. Величественная венецианская маска, созданная Сергеем Болдыревым к балету «Казанова»,  просто парила  над залом,  притянув к себе  группу «манекенов с лицами» (они казались застывшими актерами) в великолепных вечерних туалетах от художников  Вольского театра.
Блистательный мастер театрального костюма Юрий   Наместников экспонировал лишь эскизы своих работ ( да ведь «уведут» , «прямо  из стойла уведут» такую красоту: картины в столицах крадут – не то что платья/.  Есть  тут  работы наших художников    для других  театральных городов.
Ольга  Колесникова и Сергей Болдырев, Юрий Наместников и Михаил Гаврюшов, Валерий Филиппов   и Елена Немчанинова, Ирина Драгункина  - традиции  саратовской школы живописи причудливо и  очень по-разному воплощаются  в «сценографическом мышлении»  талантливых мастеров.
Выставка волшебно красивая, и  вообще -  волшебная…Интересно,  о чем говорят  ее  персонажи, когда  музей  закрывается на ночь?..

Скоро  лето. А в музее Федина, в противовес  ноябрьским морозам, открылась выставка - воспоминание  о лете. Такое нежные цветы на столе у Лады Вальковой, такая  ясноглазая девочка  на портрете Марины Милавиной, такие светлые городские дали открываются  в картинах Алексея Чусляева и Виктора Ситникова . Букеты Ракчеева всегда эффектны, Солдатенко  - подробны и точны. Мещеряков таинственно  играет  с лиловым  «стекающим» цветом,  Маханькова «держит» стену    цветочным   «салютом»   лилий. Невелика  по размеру, но броска и привлекательна  по колориту картина  Абрамовой. Летят мотыльки  из сирени  на полотне Дубовова, утягивает к сине-синим горизонтам  Мальцевой… У каждого свое лето, а  всё вместе  -  как  чудесное напоминание  о том, что  тепло и солнце ушли,  но ненадолго. На картинах художников  они вообще никуда  не уходят.
                                                                                                                                                                              Ирина Крайнова
                                                                                                                                         

.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments