irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЮЗ КИСЕЛЕВА . ГЁТЕ-ИНСТИТУТ. Детский театр из Дортмунда

                  ЭМИЛЬ, ГУСТАВ, ГРУН…

Гёте-Институт в Москве,  давно дружа с тюзом Киселева,  снова привез  замечательный спектакль из Германии
На Малой сцене  Нового  тюза  показали  постановку детского и юношеского театра из Дортмунда «Эмиль и сыщики.Соло для Густава» по роману Эриха Кестнера. Моноспектакль  - за целую кучу ребятишек (к финалу  их  уже сто   человек!) и взрослых   -  сыграл  актер и художественный руководитель дортмундского детского театра Андреас Грун.   Сценическую версию по любимому роману  маленьких немцев сделала Беттина Цобель. Интересно  оформила  сцену художница Сандра Линде -  с  аутентичным старинным телефоном, с   шикарным блестящим  клаксоном ,  с рулем  от велосипеда и множеством мелких вещиц, которые так необходимы мальчишкам,  со снимками берлинских улиц  и забавными  персонажами из картона.   Создал «ту самую музыку» (волнующую и тревожную,  к какой мы привыкли в классических детективах) Михаил Кесслер.
Писатель и сценарист  Эрих Кестнер  начинал журналистом в Веймарской республике. Умудрился выжить  и  во времена Третьего рейха, хотя  критиковал режим.   Часть его книг фашисты  сожгли (  он тайно присутствовал на  этом  ни с чем  не сравнимом «средневековом» аутодафе, когда горели  не люди, а книги). Роман «Эмиль и сыщики» написан в 1929  году  и от цензуры  не пострадал.  «Виной» тут  не только  тема  - дети , увлекательный детективный  сюжет – но и показ «настоящих берлинцев», дружных и сплоченных.  Видимо, пропагандисты рейха надеялись использовать это в своих целях… Времена нацизма давно прошли, а «Эмиль» живет и продолжает радовать юных читателей смелостью,  сообразительностью, умением   мобилизоваться  перед лицом серьезной  опасности. Переведенный  почти на 60 языков мира,  изданный миллионными тиражами,  роман первый в немецкой литературе перенес действие  из  «страны сказок» в  реальный мир  - Берлин конца 20-х годов прошлого века.   Счастливо избежал писатель и скучного моралите  старых книг для детей.
Густав, названный в честь дедушки, роется в его старом чемоданчике и просит рассказать о  смешных нарисованных человечках.  Тут старенький дедушка с палкой и трубкой (а  «курит»  он  пишущую ручку  - все сплошная игра)  превращается в  маленького Густава с клаксоном, к нему присоединяется Профессор, Эмиль, у которого вор в поезде украл деньги, сестра Эмиля , появляется Таксист, Банковский Служащий, Полицейский,  «этот негодяй Грундайс», которого   мальчишки выслеживают, окружают, преследуют и в конце концов задерживают , как  заправские сыщики.
Исполнитель всех ролей  Андреас менял головные уборы и тембр  голоса, перемещался с одного конца сцены   на другой, вел диалоги, пел   задорные немецкие песенки. «Прекрасное театральное представление о мужестве и солидарности не только для детей от восьми лет. Сопровождающие их взрослые также веселились от души», - как написала газета «Ruhrnachrichten».
Я не сказала бы, что мы  только веселились ( хотя  хорошего  юмора    в тексте достаточно ). Авторы спектакля  и актер сумели показать не  один  лишь задор  и увлекательность погони, но    настоящие  глубокие  переживания подростка… которому  не верят.  Только находчивость Густава, вспомнившего  про свою  булавку, позволила  разоблачить преступника.
За час мы прожили с маленькими  берлинцами весь их необычайно  бурный день. И все  - с помощью актера соло. «Синтетические » немецкие артисты  нам хорошо  известны.  И  не первый  это моноспектакль, нам привезенный. Казалось бы, весь  текст  на немецком, субтитры  где-то внизу,  сложное многофигурное произведение далекой уже от нас  эпохи…А  захватило, забываешь   про язык  ( здесь  он очень красивый),  про все остальное…
После спектакля  наш  гость, раздав все автографы и   снявшись   со всеми желающими, долго  общался с залом. Мы узнали, что Андреас Грун учился в актерской школе в Западном Берлине ( когда  он еще  не был единым), несколько лет ничего  не играл, ибо «актеры по природе эгоисты», а он  не мог себе позволить  быть  таковым, отвечая за  весь  театр.Но вот ему ставят моноспектакль,  играет его   на родине, первый раз приезжает в Россию.  Благодаря Институту Гёте «Эмиля»  увидели зрители  Ростова и Самары,  наш город стал третьим.
Нас интересовало всё: какой театр в  Дортмунде, когда  он появился, какой там  зал  и труппа, репертуар,  часто   ли они гастролируют  по Германии. Скоро в  Дортмунде, при менее 600 тысячах населения,  начнут строить  новое  большое здание  детского и юношеского театра.  Германия  - очень театральная страна.

                                                                                                                                                                                            Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments