

ЕРМАКОВА. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. Часть 2
Кто я? Что я?
Лекции и мастер-классы не менее интересны, чем «художественная часть» фестиваля. Тренинги выпускницы СаТИ Елены Кошевой, кандидата искусствоведения, открывшей свой театр в столице, знакомили с особенностями визуально-пластического театра, помогали участникам раскрепоститься , раскрыть свои способности. Елена принципиально считает, что на первом курсе не надо никого «ругать», тем самым «перекрывая кислород», а только «направлять» в нужное русло.
Традиционно приехал ученик Юрия Киселева и Анатолия Васильева заслуженный артист России Игорь Яцко, его практические занятия помогают начинающим актерам «найти себя». Техникой тела занимался с ребятами Никита Беляков, ученик Баголеев, ставивший как хореограф дипломные спектакли, теперь он актер МХТ Чехова.
Большой интерес вызвал семинар Александра Созонова «Актерская техника в кино». Ученик Кирилла Серебрянникова, окончивший три вуза, нашел себя в театре и кино. Человек со своеобразной манерой общения и чувством юмора, очень понятным молодым. Он поставил у нас два успешных спектакля, много ставит по стране, пять раз (!) номинировался на Золотую маску (пора уже и дать ее!).
На лекции, совсем на лекцию не похожую, Александр смешно делился первым «экстремальным» киноопытом, когда неожиданно ему пришлось снимать часть сериала. А на мастер-классе очень серьезно учил азам кинопрофессии. Актерская игра в кино только кажется «разводом по мизансценам». И в пробах к фильму нужно погружаться в образ, каждую минуту задавать себе вопросы: кто я, что я тут делаю, а что думает в эту минуту мой герой . Это второй план роли. Есть и третий.
Четверокурсники приготовили отрывки-диалоги. Показывались самые сильные ребята курса. Однако минутный отрывок пришлось переигрывать по многу раз ( его снимали на камеру и тут же смотрели), поскольку «разбор полетов» шел по гамбургскому счету, а неопытные новички не готовы каждое мгновение «отыгрывать реакцию» в поединке с партнером. Студенты, которые занимались с Александром все пять дней , учились делать и видеовизитки, которые пригодятся им в будущем.
Тартюф - Герострат - Шейлок…
Увлекательно прошел конкурс отрывков разных вузов. Председателем жюри пригласили чудесную Галину Тюнину. Самарский институт культуры показал отрывок из «Тартюфа» - на хорошем французском, в костюмах и париках, в традициях фарсового театра, с которого и начинал великий французский комедиограф. Элементы фарса есть и в «сцене под столом» . Я бы все-таки отметила "точность попадания" в стиль.
Третье место заняли студенты мастерской Баголеев за отрывок «Фанни» по пьесе Марка Розовского. Написана известным режиссером о стрелявшей в Ленина эсерке Фанни Каплан (приходилась ему дальней родственницей). Исполнительница роли Каплан Екатерина Афанасьева создает образ бывшей каторжанки, жесткого сильного врага советской власти, которую она осуждает за искажение «идеи социализма». У нее своя правда, но мы уже знаем, в какое страшное мировое зло развился терроризм в XXI веке, взращенный нашими же революционерами. Держится полуслепая больная Фанни очень мужественно: «Стреляла я по убеждению. Я никакой женщине не говорила, что «для нас неудача». Я не слышала ничего про организацию террористов, связанную с Савинковым. К теперешней власти на Украине отношусь отрицательно».
А вот симпатичный поначалу Балтиец и «настоящий Комиссар» (Владислав Пантелеев и Роман Макаров) даны автором одномерно, как когда-то изображали мы эсеров. Ребята хотя бы пытались наполнить свои образы плотью и кровью.
На втором месте Воронежский институт искусств, показавший два отрывка: из трагикомедии Горина «Забыть Герострата» и одной из самых «трудных» пьес Шекспира «Венецианский купец». Есть та «точка зла», за которую молодой, неискушенный человек заглянуть пока не может. Шейлок в исполнении воронежского студента робок и вкрадчив , но не более . Зато образ хитреца Герострата, торгующегося даже в тюрьме, получился у Георгия Шабанова очень убедительным.
Первое место, бесспорно, у Ярославского театрального института с острым отрывком из Коляды «Киргиз-айсацкая орда». Комизм диалогов героев вовсе не снижает их драматической наполненности. Тема фарисейства некоторых «набожных» особ не закончилась на временах Мольера. Здесь есть совпадение сильного текста и равноценной игры молодых актеров: Григория Алексы, Ксении Дубник, Кристины Пономаревой.
За оригинальное прочтение классики отмечен отрывок из Островского курса Артема Кузина СаТИ. Мы уже знаем, что его третьекурсники прекрасно двигаются и существуют в ироничной сказке и в стиле doc. Комедию с мелодраматическими нотками («Без вины виноватые») осваивать им труднее. Не везде есть у исполнителей оценки событий ( чему так упорно учил режиссер Созонов на мастер-классе), порой они сразу играют результат, «зная» исход сцены.Но получилась она живая, в чем-то очень современная.
Из рук в руки
На закрытии фестиваля Ермаковой дипломы победителей и участников вручала сама Галина Тюнина. Грандиозная актриса театра Петра Фоменко с точеным лицом Мадонны говорила ,как важно сохранение памяти о Мастере таким вот способом – «из руки в руки».
Каждый курс нашего института представлялся зрителю "визиткой". Мы уже хорошо знаем курс заслуженного артиста Игоря Баголея и лауреата Золотого Арлекина Любови Баголей ( они главные устроители фестиваля). Ребята показали отрывок из озорно поставленных «Двух веронцев» Шекспира (успешно идут на драмовской сцене). Был исполнен кусок танцевально- пластического спектакля гения хореографии СаТИ Алексея Зыкова ( «Высший свет».) Робкое вхождение в него простой девушки, брак со стариком, преображение скромницы в наглую бизнесвумен... На языке танца можно сказать абсолютно всё. Сложную музыкально песню Высоцкого из «Алисы в стране чудес» прелестно спели в костюмах персонажей дель арте ученики заслуженной артистки России Эльвиры Данилиной.
«Совсем маленькие» - первокурсники народной артистки России Риммы Беляковой и режиссера-педагога Олега Загуменнова -уверенно прочли стихи Рождественского, подкрепив их игрой ансамбля. Студенты народного артиста Григория Аредакова и Виктора Мамонова бойко показали военную песню (мы привыкли к более тихому ее исполнению). Студенты народной артистки России Татьяны Кондратьевой очаровали зал своим «му-джазом», где и куклы, и живая музыка, и вокал, и - хорошая актерская игра .
Все курсы полны энергии и свежести молодости. Концерт назвали очень символично - «Продолжение следует». Продолжение фестиваля Ермаковой, традиций русской психологической школы - главного богатства нашего театра. Ученики Мастера учат своих учеников, те тоже будут кого-то учить. Негасим свет Таланта...
Ирина Крайнова
( Окончание)
