irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТР ДРАМЫ, МУЗЫКИ и ПОЭЗИИ "БАЛАГАНЧИКЪ". По стихам саратовских поэтов

       КАК РАШПИЛЕМ НА СКРИПКЕ


Это стихи  -  не божья роса. Они написаны  в 70- 80-е  -  в последние годы власти, когда зажимали рты  не только бунтующим, но  даже меланхоличным, чья муза не шла   со всеми «в едином порыве». Кто  там шагает правой? Левой, левой!
На премьере тетра драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» «По пустому коридору с временной душой» ( стихи саратовских поэтов Олега Рогова, Сергея Рыженкова, Евгения Малякина,Александра Ханьжова и др.)  появляется  фигура Редактора тех времен , написавшего «правильную рецензию». Его иронично изображает Игорь Абрамович. Удивительное дело, он был и моим редактором…
А ведь как мы сначала радовались, что пришел человек молодой, свежий, талантливый ( сын  поэта, он  тоже очень ловко рифмовал строчки)  - после  нашей консервативной редакторши , вечной пионэрки. Но  и старая начальница, и новый, когда я пыталась  всунуть в газету стихи моей подруги Елены Тарасовой, отделывался одной и той  же фразой: «кладбищенская, мол, у нее лирика». Еще и статьей про «андеграунд»  потом разразился - я даже  об  этом не знала.
А Лена была  одной из самых талантливых . До сих пор помню  многие ее  афористичные строки  - те
, что  были причислены к «тупику» поэзии. «Поспорил царь с шутом,  забавы ради, /Что истина есть ложь в смешном наряде…»  Ее нигде не печатали, не  брали на работу из-за нервной болезни. В 29  лет  она покончила с собой…
Помню  стихи Саши Ханьжова, они тоже звучали на  домашних вечерах  Лены  и буквально  валили с  ног энергетикой, новизной образов.В новом спектакле ребята  исполняют одно из его   самых сильных стихотворений  –«Липки».
«Горбом               ныряя    через           шаг,

он шел, и тень его, казалось,
его тащила, как бурлак,
то удлинялась, то сжималась.
Рубль двадцать правая клешня,
и шаг то кованый, то зыбкий...
Он взгляд такой метнул в меня –
как рашпилем сыграл на скрипке…»  .
Да,  неофициальные поэты 80-х не гладили  своими стихами по шерстке, не водили смычком по сладостным струнам. Они пытались  докричаться,  достучаться  до нас сквозь  толщу «лака и пудры» официоза. Вот как мощно дан образ города:
«Окруженный холмами
из огромной норы
смотрит, словно из рамы,
город желтой горы»...
И   дальше, какая цепкая образность:
– это старый саратов
открывает засов
полоумной калитки,
что ведет прямо в ночь,
в переулков улитки
мостовые толочь,
где горячечным воском
тротуаров скользя,
в тесноте перекрестков
задыхающийся
кто-то бродит вслепую
и не слышит, как звон
бьется в полночь пустую
и шатает перрон.
Перекликается  с настроением Мандельштама: «Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток
…» И выразительно  не меньше.
Три  гитары (кроме Игоря  Гладырева и Данилы Шувалова известный гитарист Александр Блонский), шесть поющих голосов, раскладывающие  на песни самые трудные, часто нерифмованные строчки стихов. Но ритмизованные, и с помощью  чудной  музыки Игоря Гладырева обретающие второе дыхание.Часто солировала Лиза Симагина. Хорошо читала, прекрасно пела.Низко,  глубоко  звучал голос Дарьи Земсковой. Актрисы перебрасывались репликами, как хорошие теннисистки , и посылали их дальше, партнерам.
«Когда?
тут когда-то?
и сейчас?
порою всегда.
там тоже?
и там?»
Ироническая линия, ведомая Игорем Абрамовичем , получила еще  одно направление: стихосложение.  Отдельные строчки выглядели частушечно: «Под луной ой ой»
«Над рекой ой ой»
«В камышах ах ах»
А в финале спектакля сложились в песню  -  шутливую, мелодичную и даже немного лиричную ,  популярную  песню  на стихи Сергея Рыженкова.
Еще была забавная пародия на ахматовскую строчку: «Он снова тронул мои колени».  Но тут же, уже всерьез, вопрос  к самому себе, к нам. «Объятья же на драку столь похожи –
не оттого ль, что тесно так живем?»
Или вот это, от Игоря Преображенского : «
Я не хочу смотреть в окно...

Рябины кисть красней простуды,
над ямой теплотрассы – груды
земли, уж так заведено,
копать к зиме, кода надбавки
за грязь и трудный мерзлый грунт,
лежит вдоль улицы во фрунт
железо миллионной плавки»
Что изменилось  за столько лет в городе ? Ни-че-го!
Возможно, стихов было  слишком много. Ведь  порой это  белый стих ,причем многоуровневый, не простой для восприятия  даже глазами, не то что  на слух. Возможно,   многовато прочитано  текста из  статьи с ее банальностями. Но в  общем   получился очень цельный спектакль  «на стыке жанров».


                                                                                                                                                                                      Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments