irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

БРАНДТ БРАСС АНСАМБЛЬ. Путешествие в глубь веков

        С ГАЛЬЯРДОЙ, САЛЬТАРЕЛОЙ, САРАБАНДОЙ…

Мы вошли в Большой зал консерватории и… замерли.
Пригашенный цвет с разными   волшебными  огоньками,музыканты в белых париках, шелковых камзолах, с кружевными жабо и манжетами ( даже подвязки на икрах).  Девушка-музыкант в   изящном длинном платье. Музыка, звучащая со сцены, нежна и величественна…
Что  за картинка из прошлого? А  это  наш любимый Бранд Брасс ансамбль  ( художественный руководитель Денис Новицкий) ,в честь последнего месяца  года и скорого Европейского Рождества,  играет программу по старинной музыке западных композиторов. И начинает  ее с танцев давних времен. Плавно звучит  гальярда, а
на  больших экранах   движутся пары, оживляя  средневековые мелодии.
Гальярда
(буквально «веселая», «бодрая») —танец итальянского происхождения, распространенный в Европе в конце XV—XVII вв.  Сначала народный танец, но   с конца XV века  очень популярный  при дворе. Особенно его полюбили в Англии, «гальярдный» ритм можно услышать даже  в гимне Великобритании «Боже, храни Королеву». А уж как любила  этот  танец великая королева - Елизавета I! Исполняла его и в довольно  почтенном возрасте.
Сейчас, при современных ритмах,  гальярда кажется чуть  ли  не медленным танцем, а в те времена   в нотах писали: «исполняется умеренно быстро» и …устраивали « прыжки с кисточкой», которую надо было  толкнуть во время танца.
Теперь темп  у ансамбля трубачей действительно  ускоряется. Мы слышим (и видим  на экране ) танец, быстрый и по нашим меркам. Эмоциональная сальтарелла (от итальянского  saltare – пры­гать), жанр тан­це­валь­ной и ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки.  Известен с конца XIV  века. На Римском кар­на­ва­ле до сих пор исполняют  этот   пар­ный та­нец.  Звучит  он и в музыке Мен­дель­со­на и Бер­лио­за.

Джон Адсон -английский музыкант и композитор XVII века. Он был  связан с театральной музыкой и  труппой короля .Его самая известная работа  - сочинение, состоящее из 31 ярких танцев для различных инструментов .Мы услышали на вечере два дуэта Адсона. Про него ведущая вечера, элегантная Нина Бондаренко сказала, что его музыка дышит гармонией.
На экранах   рыцари, собравшиеся   для смертельного поединка, а  со сцены  льется пленительная мелодия Packington's Pound – английской баллады   последней четверти XVI века. Происхождение ее загадочно  (приписывают  одном лютнисту), как и название. Возводят его  к имени фаворита всей той же Елизаветы.   Из-за  большой популярности мелодии  ее сюжет определить трудно,  соотносят  его со множеством стихотворных баллад.Но то, что  она о любви, сомнений  не вызывает.
Из  средневековья и  эпохи Возрождения «напудренные парики» и  «золоченые камзолы» свободно перемещаются в барочную  Италию. Одна из самых  значимых скульптур эпохи барокко - мраморный ансамбль «Экстаз святой Терезы» в часовне церкви Санта-Мария-делла-Виттория  работы Бернини . Религиозный экстаз,  вдохновивший  скульптора  на выдающееся пластическое произведение, привлекал  многих композиторов.

В исполнении трубачей ансамбля, которые могут так укрощать медь своих  громких инструментов, что  они становятся тихими и лиричными, звучит  и  любовный Мадригал Клаудио Монтеверди. К сорока годам тот  издал уже 8 сборников  популярного тогда жанра.
Вот мы в Испании, исполняется  страстная Сарабанда, старинный испанский народный танец  с роялем и струнными инструментами, реже — с духовыми. Известен с XVI века.  Снова  елизаветинская Англия -  с Уильямом Бёрдом, католиком среди протестантов, избиравшим  библейские сюжеты,  где показаны гонения  на верующих.  Про  него пишут, что композитор «демонстрирует поразительную изобретательность в мелодике, ритмике, фактуре».
А это английское имя  известно нам куда лучше:  великий  композитор Генри Пёрселл, оно стоит на родине рядом с Шекспиром в литературе. Соната крупнейшего представителя раннего английского барокко перекинула мостик к  самому Иоганну Себастьяну Баху, наиболее полно и сильно выразившему   эпоху барочной музыки.А еще был блистательный Гендель, которого своим считают одновременно  и немцы ,и англичане. Наши замечательные трубачи, похожие в своих париках на Баха-отца,Генделяи Моцарта одновременно   (Денис Новицкий,Юрий Долгов,Лилия Дорофеева, Валентин Статник, Александр Даниленко) ,ничтоже сумятише, совершали прыжки   из  «темных веков» в Ренессанс, из Англии в Италию, Испанию – и снова к берегам туманного Альбиона, от  нехитрых придворных танцев -  к жемчужинам европейской  инструментальной музыки…
Мы как будто встретили Западное  Рождество,  промчавшись над  Европой на колеснице времени. Merry christmas to you and your family!
                                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments