irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

САРАТОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СТД РОССИИ.Театрализованный проект по саратовской игрушке

Африкантов 1.jpg

            САРАТОВСКАЯ ,СТАРИННАЯ, ЯМЧАТАЯ…
Вот уж не думала, что кроме знаменитой саратовской гармошки с колокольцами и саратовского пышного белого калача есть у нас еще что-то свое, такое же традиционное и замечательное!

«Горновица» учит
Но оказалось, что есть. В Заводском районе, в Центре детского и юношеского творчества учит ребят мастерить глиняные игрушки замечательный   мастер Петр Петрович Африкантов.  И так - уже много-много лет. Неудивительно, что Татьяна Чупикова, опытный преподаватель (педагог дополнительного образования высшей категории), искусствовед, создатель японского театра «Асахи» в Восточно-Европейском лицее, член комиссии по культуре при Комитете по культуре Саратова, ведущая актриса двух театров  (тюза Киселева и муниципального театра «Версия») - тоже «заболела» традиционной саратовской глиняной игрушкой.  И создала свой социальный проект, получив стипендию от   СТД России.  Актриса организовала художественную среду, включающую мастер-класс специалиста по саратовской игрушке, выступление фольклорного ансамбля и моноспектакль «Горновица» по сказке Петра Петровича. Внутри этой среды  она  и  сыграла «Горновицу».
Как говорит Татьяна Павловна, каждое новое поколение рождает свой язык общения, взрослые люди часто с трудом находят контакт со своими детьми. Городской уклад жизни, использование цифровых технологий с раннего детства часто лишает детей знакомства с родным фольклором, его богатейшей образной и языковой структурой. А рассказы и сказки  Африкантова, мастера художественной лепки, игрушечника, талантливого исследователя местного фольклора, дают возможность существенно обогатить внутренний мир ребёнка, вооружают его уникальной, конкретно чувственной системой образов и впечатлений.
Проводя  свою идею поиска «языка общения» с растущим поколением, Татьяна соединила свои усилия с Мастером. Но прежде всего она   пошла в Саратовский областной колледж искусств на отделение сольного и хорового народного пения.  И нашла там   единомышленников - фольклорный ансамбль третьекурсников «Дар» (руководитель Наталья Васильевна Твердохлеб). Студенты тоже загорелись идеей участвовать в спектакле для детей по сказке «Горновица» Петра Петровича Африкантова. Скорее, даже сказе, напоминающем «Уральские сказы» Бажова, где вымысел и быль так перемешаны, что не отличишь одного от другого.
В спектакле приняли участие Виолетта Плугина, Ангелина Бубнова, Юлия Соловьева, Евгения Хайрмухамбетова, Кристина Землянская и гармонист Данила Болязин. В преддверии Нового года, 28 декабря, Татьяна Павловна в образе народной Сказительницы с девушками в исторических народных костюмах под русские припевки, припляски и частушки (последние специально написаны в Областном Центре национальных культур о традиционном игрушечном промысле Саратовской земли) показали для детей из саратовского интерната №5 с проблемами развития красивую сказку-легенду про сильного и умелого глиняных дел мастера Григория, про жену его, красавицу и умницу, про опасную для семейного счастья рыжеволосую огненную Горновицу, которая может молодому мастеру все тайны ремесла передать, но взамен заберет его душу…
А как написан-то сказ: хорошо, по-русски, как плавно льется речь Сказительницы – «точно реченька журчит»: «Жил в деревне Крюковке игрушечник по имени Григорий, статный, красивый и силушкой не обиженный, лошадь за передние ноги на дыбы ставил, первый кулачный боец в округе. Жена у него была молодая, красавица синеокая. Очень любил жену Григорий. Редко так любили, даже в то время, не говоря о сегодняшнем, когда в народе божеском любовь поиссякла.
Понятно, что история эта была вся на любви замешана. Дело было зимой. В зимнее время другие мужики в деревне в извоз собираются, а Григорий дома, игрушки лепит. Весь его извоз к тому сводился, что запряжёт в сани лошадку, да съездит в Тарны за глиной.  Там у него яма была вырыта, сверху накатником дубовым прикрытая, чтоб не промерзала. Наберёт мужик глины и домой приедет, вот и всё. У Григория ещё дед живой был, на печи сидел. Это от него Григорий лепить научился, дело перенял…»
В сказе Бажова Хозяйка Медной горы измором берет малахитчика Степана – все равно, в конце концов, к себе забрала. А   в «Горновице» Хозяйка Огненной печи   ничем Гришу пронять не смогла. Даже шкатулкой заколдованной, глиняной, что и топором не разрубишь, не привлекла. Сказка ложь, да в ней намек… Как тут Гоголя не вспомнить: «Да разве найдутся на свете такие огни и муки, и сила такая, которая бы пересилила русскую силу
Школьники под новогодней елочкой с увлечением слушали и смотрели сказку, а потом сам главный Игрушечник Петр Петрович провел для них мастер-класс.Как  нужно искать материал в саратовских предгорьях,  как очищать его , месить –и ногами приходится! - как сделать из него  игрушку. Глину всем раздали мягкую, послушную, от примесей уже отделенную.  Простейшая игрушка-свистулька. Очень ее любили наши саратовские игрушечники лепить. В основном, они местных зверушек изображали и птичек. Ну и  верблюдов отчего-то полюбили делать. У Африкантова в пособии рассказывается о самой несложной свистульке, которую можно из глиняной колбаски слепить, продавив карандашом углубление. Хитрость в том, что глубина должна быть строго определенная: меньше возьмешь – не тот свист будет, больше – вообще не засвистит.

Лепят все!
Делали младшеклассники на мастер-классе разных птичек. Увлеклись глиняными поделками и наши фольклорницы: все уселись за длинный стол и приступили к работе. Не выдержала тут сказительница Татьяна: тоже ухватила кусок глины, слепила из нее птичку-невеличку, по виду горлицу.
Не забыли ребята и ямчатый узор на свои поделки наносить – отличительный знак саратовской игрушки. Кто круглый, кто треугольный,кто звездочками.  И такой живой, веселый получился этот интерактивный спектакль-урок, что не устоял старый Мастер, взял  да и пустился в пляс. Утицей вокруг него поплыла Татьяна Павловна, задорно и скоро   заиграла саратовская гармонь…
Ученики интерната не просто получили в этот день новые знания о почти забытом народном промысле, но основам его поучились (хорошо развивают мелкую моторику). А главное, это был бесценный урок родной истории, доброты и красоты (прекрасные образцы глиняной африкантовой игрушки с кружевным дырчатым узорочьем Мастер в школу прихватил).  А еще - урок самопогружения, сосредоточения, внутренней гармонии. Обычная природная глина – материал не только для работы рук, но и для души. Этот спектакль - урок   дети не забудут.




Старше дымковской

Саратовская глиняная игрушка как промысел зародилась в начале 17 века в пригородных русских деревнях по месту залегания пригодных глин. Известен и точный ее адрес: деревня Малая Крюковка Татищевского района. Доподлинно неизвестно, был ли этот промысел родным для Саратовской земли или завезен первыми поселенцами   на берега рек Большой Колышлей и Крюковки. Как производство сарпинки,которое  было   нам  привезено немецкими ткачами.
На Саратовщине не было артелей по изготовлению глиняной игрушки. Мастера-одиночки лепили ее по вечерам, после работы. С обжигом или без обжига, из серо-белой глины или коричневой.  Изделия полностью не закрашивались, как дымковские. Особенность саратовской игрушки – в «ямках». Она декорируется древним ямчатым способом. Штампиками, вдавливанием наносится геометрический узор из крестиков, кружочков, звёздочек. Составляются часто целые рисунки («расточка»). Знатоки отмечают, что саратовская игрушка – это «многообразие оттенков глин, штампиков и штампиковых геометрических рисунков».
Кстати, она намного старше дымковской, расцвет ее пришелся на позапрошлый век, а исчезновение - на 1960-е годы прошлого.Возродилось же  старинное искусство  благодаря мастеру художественной лепки Петру Петровичу Африкантову  (родом, он,  между прочим,из Малой Крюковки).Ему удалось    получить технологию лепки «из рук в руки» - от  «последнего старого мастера» Пелагеи Андрияновны Пахомовой.
И в художественном музее им. Радищева, и в областном музее краеведения хранятся теперь традиционные глиняные саратовские игрушки.Они двух видов: с обжигом (жжёнка) и без обжига (сушка). Цвет жжёнки золотистый, игрушка лепилась из серо-белой глины с добавлением желтоватой (бежевой). Сырье для обжига тщательно перерабатывается, измельчается в муку, просеивается или в жидком состоянии процеживается через частое сито или материю. Так удаляются «вредные» для изделия крупинки извести. Фигурка обрабатывалась штампиками, сушилась и обжигалась. В штампиковые углубления закапывалась коричневая глина, игрушка покрывалась молоком или яйцом. Сейчас используют и другие красители.
Цвет сушки - природный цвет глины — бело-серый или светло-коричневый. Игрушка лепилась, обрабатывалась штампиками, сушилась, покрывалась молоком. Полностью красителями не закрашивалась. Места залегания серо-белой глины – склоны саратовских гор вдоль Волги, есть выходы глиняного пласта в различных местах Саратовского и Татищевского районов.В основном лепили животных в различных позах, из них составляли игровые сценки. Очень популярны были свистки с головами животных, маленькие – с одним или двумя игральными отверстиями, большие свистки – «гуделки». «Гуделки» чаще всего лепились в виде птиц, у которых в хвостовой части делалось вдувное отверстие, а по бокам могло быть до шести отверстий.

Сказки в глине
Петр Петрович Африкантов - уникальный игрушечник. Его скульптурная композиция «Охота с лайками на медведя» отобрана в фонд ЮНЕСКО. Но он не только практик, но и теоретик своего дела. Участвовал в Международной творческой конференции под эгидой ЮНЕСКО «Семейные ремесленные мастерские: национальные традиции и современные культуры» в Москве, во II Межрегиональной выставке-конкурсе современной рукотворной игрушки в Чебоксарах.  Выпустил методическое пособие по изготовлению традиционной саратовской глиняной игрушки и брошюру «Глиняные скакуны Саратова». Написал и издал несколько художественных книг. Из его серии (семь книг) в разноцветных обложках под общим названием «Сказки о Саратове» можно узнать, как подобрать глину и сделать ее податливой, как самостоятельно изготовить игрушку и расписать ее, как получить из глины самое простое изделие -  свисток и добиться, чтобы он хорошо свистел.  Петр Петрович - еще и серьезный пропагандист русской игрушки, он считает, что ее теплота и духовность отлично могут противостоять агрессивным нынешним изделиям для детей западного образца.
Творческой заявкой заинтересовался Саратовский  муниципальный Новый драматический театр «Версия». Намечено  поставить по этой теме многофигурный интерактивный спектакль для маленьких зрителей.
                                                                                                                                         
                                                                                    Ирина Крайнова, фото предоставлены автором проекта

                                                                                                                                                                             
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments