
MUSICA GRACIOSO
Вообще-то, на испанский это переводится как забавная музыка
Но есть же еще латынь, и там происхождение слова иное - gratia , приятность. Да и по-русски грациозный - изящный, привлекательный в формах, движениях, манерах. Поэтому когда на «Рождественских встречах» в Саратовской консерватории нам сыграли Грациозо алла рондо Иоганна Тромлица, оно совершенно не выбивалось из общего лирического ряда программы. На самом деле у нас был целых две встречи между Католическим и Православным Рождеством с любимым ансамблем старинной музыки «Трио-сонатой».
Сначала в Саратовской консерватории, на традиционном уже рождественском концерте органного абонемента лауреата Международных конкурсов Натальи Гольфарб, а потом в филармонии - «В канун Рождества».Наталья – превосходная органистка, основатель органного класса консерватории, воспитавшая немало талантливых учеников. В первые дни года она обычно приглашает своих друзей, с которыми за десяток лет сыгралась в монолитный ансамбль , и они все вместе, у горящей огнями елочки, исполняют небольшие, изящные (gracioso), музыкально яркие произведения.
Два Иоганна сменили друг друга – Пахельбель с Каноном ре мажор и Бах с Фантазией соль мажор. Композитор и органист Пахельбель, звезда южно-немецкого барокко, написал приблизительно 500 произведений, но известен именно своим Каноном, который попал и на экран, и в мелодии мобильных телефонов А ведь он был другом отца Иоганна Себастьяна, возможно, и написал свой бессмертный канон к свадьбе брата будущего музыкального гения.
Затем последовала знаменитая музыкальная мистификация, когда звучала Аве Мария Джулио Каччини , которая вовсе не принадлежит его перу . Уже доказано, что написал ее в 1970 году Владимир Вавилов, российский гитарист, видимо - для своих музыкальных вечеров, но «для солидности» выдал за произведение итальянского композитора 16 века. Каждый раз ведущая концертов Леночка Пономарева (тоже gracioso - в своем серебряном облачении) рассказывает эту душещипательную историю, и каждый раз мне немного жаль, что эта Аве Мария в истории музыки осталась, а Вавилов так и не вкусил славы создания настоящего хита. Зато на нашем концерте ее трепетно спела чудная Ольга Дё, солистка Саратовской оперы.
… Таинственная, сказочная Ночь Вивальди, певца Венеции, великого города маскарадов, исполненная в ансамбле с Владимиром Скляренко и Еленой Лельчук. Невозможно спокойно слушать Stabat mater Перголези / «Стояла мать скорбящая/Возле креста в слезах…
»Но в трубном, горьком пении Ольги есть искры надежды. Надежды на Воскресение.
После Тромлица с его Грациозо алло рондо на сцене снова несравненная Дё, теперь уж наше меццо - в партии Ксеркса из Генделя. Трогательно спев о неразделенном чувстве, вокалистка тут же утешила нас Восторгом любви Мартини. И еще одним рождественским песнопением -Аве Марией Брукнера.
Музыканты с легкостью переключались с Моцарта на Чайковского, с него - на Таривердиева. Попурри из самого что ни на есть рождественского «Щелкунчика» подарило ощущение танцевальной легкости. Еще бы, ведь звучали Танец Феи Драже, Арабский танец Кофе и т.п.
И хоть последний номер программы назывался отнюдь не празднично: Невыполненное обещание ( песня Лары Фабиан), но он содержал слова освобождения. Освобождения от ненужного уже чувства. /Какими б не были б жестокими слова,/Любовь права./Я попрошу у неба счастья для тебя,/И отпущу тебя любя./Я отпущу тебя, лети,/И это больше, чем простить…/.
Солистка сменила вечернее платье на более роскошное , новогодний настрой не покидал всех участников концерта. А на другой день вместе с тремя из ни х( художественный руководитель «Трио-сонаты» Владимир Скляренко, клавесинистка- пианистка Елена Лельчук и музыковед Елена Пономарева) мы плавно перекочевали в Малый зал филармонии, где ансамбль, дополненный виолончелисткой Еленой Ларионычевой, дал два концерта.
Едва отзвучала возвышенная Ave Maria (Бах-Гуно), как мы услышали волшебно красивого Генделя в арии Альцины. Как истолковала ее нам Елена Пономарева, колдунья Альцина вообще-то старуха, которая превращается в красавицу и обожает заманивать к себе бедные жертвы – бродячих рыцарей. Так что не обошлось и здесь без «английского немца» Генделя и, конечно же , светлого гения Моцарта, которого, по словам другого композитора, любят слушать даже ангелы. Его Аллилуйю ликующе исполнила солистка филармонии Ольга Алакина, чей голос иначе как Божьим даром не назовешь.
«Трио- соната» пленила всех музыкой полузабытого Хандошкина , которого по праву называют Орфеем русской скрипки. Дворжак, Колен ( о Колене, державшим в черном теле всех своих учеников-гобоистов, не без юмора поведал наш лучший гобой Владимир Скляренко) Делиб, Глансберг, Сэйгер…Века и страны проносились мимо со скоростью курьерского поезда. И вот уже двадцатый век, композитор со «сказочной» фамилией - Лерой Андерсон, такой же любитель музыкальных розыгрышей и шуток, как наши артисты. В его Синкопирующих часах неожиданно , посреди мелодии, трижды кукует кукушка . По очереди закуковали все исполнители. И хлопушки они взрывали в композиции Охота.
А закончилось все праздничной Заздравной на музыку Дунаевского,исполненной блистательной Ольгой. Ведущая читала стихи Веневитинова, обращенные к каждому из нас: «Но не забудьте ясных дней, забав, веселий легкокрылых, златых часов, для сердца милых, и старых, искренних друзей».И уже на бис- «В лесу родилась елочка», подхваченная массами только со второго куплета. Прекрасное настроение на все праздничные дни обеспечено!
Ирина Крайнова
