irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ИЗ НЕДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОРОТЯСЬ. Столица атипичной зимою

 

                       

НЕ СНЕЖНАЯ МОСКВА

          А я так надеялась, что хоть здесь, в  Мещерском парке ,похожу на лыжах
В гостях у Алисы
Мои   домашние живут  у лесопарка с отличными пешеходными дорожками,  с вековыми соснами и елями. Но когда мы  решили туда прогуляться: я – со скандинавскими палками, старший сын - с коляской, нас встретила продрогшая голая земля, кое-где засыпанная палыми листьями,  обледеневшие  скользкие тропинки.  Такого шараханья  уличного градусника от +к - и назад  еще ни разу не видела.  Ну  и зима…Одни междометия остались.
А жила я за городом,в чудном   королевстве Алисы Кэрролла.Когда-то  восхищалась, как строят  дома прибалты.Поставят коробку, вокруг все заасфальтируют,разобьют цветники, устроят детскую площадку,  а  потом  и отделочные работы по дому закончат.
Дождались и мы таких новостроек. Еще стоял  наш дом с «недоведенными» квартирами, а двор уже  обнесли, закрыли с двух сторон ( машинам въезд запрещен!) и устроили Страну чудес прямо во дворе.Там есть кривое зеркало и часы, которые врут, кривой фонарь,нора Кролика и сам Кролик, за дверцей  притаившийся. Горка Синяя гусеница и   большая шахматная доска, чтобы  ходить  по ней «живыми» фигурами. Чеширский кот и целые две Алисы. Маленькая девочка, которая выпила непонятный пузырек на столике. И Алиса,  что уже   прошла в  шахматные Королевы, в длинном  «взрослом» платье. Мышь  легко уместилась у нее  на ладони. В этом замечательном дворе имеются качели- летающая тарелка, а для подростков  - целый «лазодром» с толстыми канатами, веревочными лесенками, как на парусном судне,  другими отличными штуками, которые  так любят мальчишки.И – камертон новогоднего настроения:  наряженные елочки  в холлах домов.
Алиса в  стране фонариков. Я не искала  праздничные уличные украшения. В Москве  они на каждом шагу.У нарядной елки  на площади гигантский шар: так  бегут  огоньки, что он   кажется   вращающимся. У метро золотистые цифры нового года сияют, как цветные льды, в первом «нуле» – проход на станцию. У зоопарка вырос  целый сказочный замок  с волшебными  обитателями.
Богаче всего украшены Сокольники.Там фестиваль китайских фонариков. Он проехал полмира (более 50 стран)  и добрался  до нас. Всем знакомы «летучие» бумажные фонар
и на деревянном каркасе. Есть фонарики висячие и «напольные». Праздник фонарей отмечают в последний день двухнедельного Китайского Нового года. Считается, что  они приносят удачу. Жители зажигают огни у своих домов, во многих  местах проходят яркие фонарные шоу. 2000 лет назад фонари были красного цвета и украшались иероглифами, а  сейчас — это «праздник цвета и красок посреди зимы».
Всего 40 больших композиций представлено в парке. Каждую световую фигуру  создавали  десятки китайских мастеров,собирая  ее   приблизительно из пятисот деталей. Некоторые фонари достигают более 8 метров в высоту, 20 метров в длину, как  красногривый  Дракон у входа в парк. Как город башен разных  форм и стилей с Львенком  на переднем плане. Легкий шелк натянут на стальные каркасы, подсветка очень
нарядная. Тихо льется мелодичная китайская музыка, снег в  вечернем освещении трогает своей  чистотой (был единственный снежный и морозный день в Москве, который я застала). Бредешь  от  светящегося туннеля к  цветочной полянке, где , как в сказке «Двенадцать месяцев»,  расцветают на снегу розы, тюльпаны, ромашки, огромные муравьи выползают из травы, движется улитка, садится , колышась  от малейшего ветерка, бабочка. А там грибное царство, и зеленые причудливые  поганки ничем  не хуже  ярких мухоморов.
В подводном мире плавают диковинные рыбы, мерно колышутся медузы и  водоросли. Кажется, еще немного, и по снежной дорожке побежит  от сказки к сказке  та самая Алиса, которая все же выпила «уменьшительные капли»  из бутылочки  в нашем дворе.
Подсвеченные изнутри панды,   тут их  целое семейство.  Пандовые малыши  вольготно кувыркаются через голову. Драконы – любимый символ китайского года  - бородаты и роскошны. Есть сюжеты пушкинских сказок – выполненные  эксклюзивно  для России, у елки встречают ребятишек такие знакомые фигуры Деда Мороза и Снегурочки. Ходила и ходила бы  ,смотрела и смотрела бы  эту сияющую потайными фонариками сказку  на снегу, да мороз погнал   домой.
От АЗ до ГМИИ. В город выезжала редко,  хотя две  музейные выставки посмотрела. Во-первых, любимый Зверев, чье несметное наследство в новой выставке музея АЗ. Называется она увлекательно, как собственно,  все выставки АЗ: «Жизнь и приключения Анатолия Зверева». Оказывается еще один грек, кроме знаменитого коллекционера Костаки, собирал произведения гения андеграунда. То был работавший в  греческом,а потом шведском посольстве Димитрий Апазидис.Его сыновья сохранили коллецию. Более 250 работ раннего Зверева, когда  он был еще «лучезарен, искрометен, азартен и отважно весел», можно увидеть на трех этажах крошечного музея.
Как всегда, экспозиция составлена виртуозно, каждая работа подана как на ладони. Здесь и легкие пейзажи, и стремительные портреты (вон у синеглазки Аниты глаза такой величины, синевы и мощи, что далеко выходят  за границы рисунка, зато какая экспрессия!), и сценки в Сокольниках, и  звери, которых художник любил писать. Грациозные кошки, задиристые петухи, мускулистый жеребец…Ироничные рисунки к романам Ильфа и Петрова…Быстрое перо ( карандаш?) на экране  моментально превращает  один рисунок в другой. Греки в Швеции  и бакенщики в России /в фильме /увлекательно рассказывают  о «подвигах» молодого художника.
Из многих московских  выставок выбрала Гейнсборо и не пожалела. Его портрет герцогини де Бофор  с ее тонким  аристократизмом пленил мое  детское воображение еще в Эрмитаже. С удивлением прочла недавно, что прелестная модель, иначе – Дама в голубом, входила в  кружок «синих чулков». Тех самых, что не очень-то за собой и следили, борясь за  интеллектуальные права женщин.
Томаса Гейнсборо  считают в Англии великим художником.  «Культурные идеалы» британской аристократии он передавал удивительно, изяществом и отточенностью мазков напоминая Ван Дейка.  Я встретила на выставке, по крайне мере,два мужских и один женский портрет, которые  своей безупречной изысканностью продолжают ряд Дамы в голубом.Очаровательны его модели- дети  без  малейшего налета слезливой сентиментальности.
Целый зал отдан графике художника. На экскурсии были маленькие дети,  гид забавно им рассказывала, что Томас  не  очень  любил точно  копировать штрихи и мазки для гравюры.Зато ему очень нравилось рисовать разными  способами.Один только  карандаш ему   не годился. «Тени на полотне он намечал кусочком губки, притороченным к палочке, блики — маленьким кусочком белил, зажатым щипчиками для сахара... Если Гейнсборо задумывалписать пейзаж, он сооружал модель ландшафта прямо у себя в мастерской... приказывал слуге тащить из кухни простой дубовый стол и начинал колдовать над композицией. В дело шли любые подручные материалы: веточки, камешки, песок. Тёмный передний план он сооружал из пробки, средний — из глины; скалы выкладывал из кусков угля, кусты — из мха и лишайников, дальние леса на горизонте — из цветной капусты. Рисовать просто по памяти Гейнсборо не любил». Привезли в  наш музей  и  несколько картин на стекле: живописец придумал  для их  показа эффектное устройство.
И пейзажи у него замечательные: выдержанные в  близкой цветовой гамме,  по-настоящему красивые, все  более свободные  композиционно. Долго смотрю на его работу с длинным названием, по рассказам, вымоченную… в молоке: « Лесной пейзаж с фигурами, мостом, ослами, горой и зданиями вдали».
Островский forever. Кроме  постоянных партнеров ГМИИ  (Лондонская Национальная галерея, Галерея Тейт или Королевская академия художеств),  произведения классика английской живописи  представили дом-музей Гейнсборо в Садбери; музей Холбурн в Бате; лондонская Картинная галерея Далич. Эпоха Гейнсборо  создала окончательно английскую школу живописи.
В театр доехала только  один раз – «Не все коту масленица» в театре Моссовета. Спектакль идет  в зале «Под крышей», и хотя Островский  здесь  без особых новаций  (разве что мебели почти  нет, и дочка усаживается прямо  на пол), актеры время от времени отчего-то пренебрегают «четвертой стеной» и обращаются прямо в зал. По-моему,  это лишнее. Каждое слово «Шекспира Замоскворечья» сейчас  остро, злободневно и бьет  точно в цель.Тиран-купец в исполнении Евгения Стеблова прежде всего… ужасный зануда.  Маменька Елены Валюшкиной мила и сочувственна .Вовсе  она не враг своей насмешливой дочке (Юлия Хлынина), и неволить красавицу  не собирается. Очень  хороший художник, сумевший  так живописно стилизовать костюмы героев (Андрей Климов).  Получаешь  большое удовольствие  и  от богатой шутками и присловьями русской речи,  от «старомосковского»   говора героев.

                                                                                                                                         Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments