irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЮЗ КИСЕЛЕВА . Офисная драма от Логачева и дипломников Баголея



                АКУЛЫ В ФОРМАЛИНЕ
Нет, я  не ошиблась театром.
Да,в дипломном спектакле «Метод Гренхольма» по пьесе Жоржи Гальсерана, поставленном главным  режиссером  тюза Киселева Алексеем Логачевым  со студентами мастерской заслуженного артиста России Игоря Баголея, никакой акулы  нет. Ее заспиртованное  чучело  парит под потолком в офисе, придуманном авторами спектакля в Театре наций.  Ведущий европейский режиссер  Явор Гырдев  и   художник Никола Торманов "украсили" его  аквариумом с огромной акулой Херста.Этот дорогостоящий  объект британского художника, в жизни, мягко  говоря,  «испортился». Так что в сценографии заложен второй смысл. «Акулы офиса» дурно пахнут.
В логаческой постановке  за стеклами аквариума –  вполне себе мирные рыбки (художник – Ольга Колесникова), которых  обычно разводят для релаксации. Но действуют герои спектакля, несмотря на их симпатичный вид и обаяние молодости, с  такой агрессией, которой могла бы позавидовать сама  морская хищница. Программка спектакля приглашает   на «собеседование» в офис  всемирно известной фирмы. Вместо перечня действующих лиц – сведения  о кандидатах на пост    коммерческого директора.Трое реальных претендентов, один  - подсадной, как сообщают невидимые «экзаменаторы» с помощью мобильной связи.
 Следует набор игр  для выявления  личных качеств проверяемых. В пьесе  они пользовались конвертами,  в фильме  по Гальсерану   у каждого участника планшет.  Сразу  подозреваешь  крупного грузноватого Энрико Фонта (Михаил Яценко). Слишком он говорлив и нескладен для  должности, которую занимает в своей фирме.А уж носки у него просто чудовищные.. Но не так все просто!..

Борьба  за  единственное место в  мировой компании  «Декия»  идет с переменным успехом весь спектакль. Сюжет делает такие крутые виражи -  диву даешься. Ведь  никого здесь  не убили, не ограбили,  не обокрали - вообще никакой уголовщины. А напряжение всё  растет.  Воруют самое  потаенное – частную жизнь человека, выволакивают  на свет его интимные тайны, убивают живую душу, согласившуюся  на   подобный «стриптиз».
Трудно симпатизировать лощеному Фернандо Порта (Степан Тусюк), который жестко высмеивает соперников, не испытывая  ни капли жалости к их печальным историям. Карлос Буэно (Владислав Пантелеев) хоть какое-то время вызывает сочувствие, как и Мерседес Дегас (Екатерина Афанасьева). Но  эта девушка с остановившимся взглядом  тоже «переступит»  границы  дозволенного ради престижной,  высокооплачиваемой должности.
Мы увидим, как «оборотень» в  узком черном галстуке кандидата наденет очки и красный галстук – цвета этой могущественной компании. Но и  это еще не вся игра. Только в финале раскрываются карты. Не  те, за кого они  себя выдают, лжецы ,  ловкие    лицедеи -  все четверо.
Свои ли истории обыгрывают  они  так лихо, обсуждают   столь рьяно? Вряд ли. У акул в формалине нет  уже права на   личные  переживания, лишь бы им  попасть в желанную среду обитания или - удержаться там  на плаву.  Фернандо они как будто «раскусили»: «Мы не ищем хорошего человека, который бы казался сукиным сыном». Но если он только  притворялся негодяем,   эта роль ему  очень шла.Маска  так прилипла к лицу, что  не оторвать. Сцена «доведения до слез»  твердокаменной Мерседес  выдержана  по всем законам «игры  без правил».

Смешно о страшном – так определила  пьесу переводчица  на русский язык.  Добавила бы, легко, увлекательно и очень смешно ( поставлено и сыграно) – о самом страшном, о  потере человеческого в человеке.
Кстати, «акульи игры»мстительности не отменяют. Последнее слово осталось за женщиной с остановившимся взглядом, а ей  не нравится Фернандо,и ничего   тут не  попишешь. Как говорил Явор Гырдев, «самые важные решения в этой как бы дегуманизированной сфере принимаются все равно под воздействием эмоций».
Если  писать о каждом герое, неизбежно  станешь пересказывать сюжет, а здесь все держится  на запутанной  интриге.  Поверьте    на слово: четыре студента Баголеев  играют так, что забываешь о спектакле с  их именитыми коллегами в Театре наций.К  тому же все  тут  загадочно.Каждое новое, всегда  неожиданное задание соискателям – новый  таинственный  виток действия. Черная комната к концу спектакля  - словно  тупик,холодный и  темный , из которого не  выбраться.  И не обманут, и  не согреют  приклеенные улыбки появившихся в финале  сотрудников компании.
Пьеса каталонца Жорди Галсерана - о невидимых драмах офисного мира, выжигающих дотла.    Одна из самых идущих на сценах театров.  И дипломный спектакль    увлекает, без   скидок  на неопытность  начинающих артистов.После Достоевского с его темой игры – удачный прыжок в современную среду, где игра обретает еще  более жестокие очертания. Только  очень сильный  театральный курс  на это способен.
                                                                                                                                                                        Ирина Крайнова

                                                                                                                                                                       

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments