irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. Областная Дума. Выставки живописные, графические, фото и арт-объектов

        ИМПУЛЬСЫ,                      ГОРОСКОПЫ,МИШКИ В ШОКОЛАДЕ И …  В ПРИРОДЕ

Поскольку выставок у нас зимой явно  больше, чем снега  на улицах, расскажу сразу о  нескольких.
*Живописные мгновения. В областной Думе открылась  экспозиция под названием «Созвучие художников». Можно  было  назвать и  «Созвучием художниц», они здесь в подавляющем большинстве -  15, но  один художник затесался в этот плотный дамский коллектив  - Александр Ульяничев. Феминизация  за последние годы заметно потеснила мужчин из творческих профессий. Вижу  это по своей,  а также по художникам и музыкантам.Только в актерской  профессии пока  ставка  больше на «сильный пол». Ведь вся классика  на них.
Итак,в Думе  мы увидели «летящие мгновенья,запечатленные на сером полотне», по словам поэта Полонского.Его процитировала в пресс-релизе Елена Палехина и отметила,  что название выставки говорит о «душевной близости представителей творческой группы…  о внутреннем единстве их художественных исканий». Все  они занимаются в Институте художественной культуры, созданном 20 лет назад   заслуженным  художником России Владимиром Мошниковым. Все -  говорят  о живом импульсе, идущим  изначально  от работ   великих предшественников  - основателей русского символизма Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина, Павла Кузнецова. И  о его происхождении  - «особом одухотворённом космосе» пространства Саратова и Хвалынска . Космос хвалынского   «отдельного» мира ощущается  и на пленэрах, куда  мошниковцы  уезжают каждый год, пытаясь  соединить мироздания распавшиеся звенья.
Хожу  по залу и узнаю органично вписанные в пейзаж фигуры Натальи Леонтьевой, радостную цветность Анны Леонтьевой,радужную игру красок Елены Мальцевой, какую-то прямо библейскую простоту и строгость портретов Светланы Лопуховой, мягкую переливчатость кисти Ольги Гудковой , таинственное свечение Елены Палехиной. Три натюрморта Светланы Золиной, развешанные по залу, образуют стройный триумвират. Светлана Четверухина трогает  глубокими сини-зелеными  тонами,  Наталья Полуконова -  изящно прорисованными силуэтами  деревьев, у Елены Игошиной живое движение воды   передано динамикой мазка и  цвета. Как всегда, непредсказуем и интересен Ульяничев. Круглые, с  виду мозаичные картины-рельефы  - тондо -выглядят очень  эффектно. Оказывается ,в такой, очень  сложной технике работает сейчас Екатерина Мальчевская.
*Чудеса природы . Посмотрела в Радищевском   три выставки .Одна  началась недавно, другая   давно, третья - еще  только открывалась вечером. Музей продолжает  сотрудничать  с  Международным фотофестивалем  «100 чудес света» , и в корпусе бывшей Биржи труда представлено «более 100 фотографий живой природы, красивых и пугающих, смешных и серьезных, таких разных, объединенных одной идеей: весь мир – это чудо, стоит только открыть глаза и посмотреть вокруг». Самое лучшее, поскольку отобрано из 1 000 000 фотоснимков. Тигр во весь рост ,капли воды вокруг и на его атласной шкуре,  причудливый танец богомолов, странно  раздутые лягушки в увеличенном виде…кого-кого только нет…Авторы  -мировые фотографы: Дмитрий Архипов и  Дэниел Фокс, Наттапонг Пьянчаленгек и  Матейс ван ден Босх, Ник Гарбатт и  Тео Аллофс, Михаэль Полица и  Дженни Даунинг, Тьюнис Вилджен и  Ирина Завьялова…
*Стихии и Звери. А в соседнем зале  -  графика с Тайваня. Выставка зверей 12-годичного цикла Китайского Гороскопа.Каждый, конечно, ищет своего.Мои Драконы  здесь  причудливы и разнообразны:  китайцы чтят единственный  фантастический знак зодиакального цикла.
Каждый год, уже больше 30 лет, музей изящных искусств Тайваня проводит конкурс на изображение животного – символа  года. В Восточном лунном календаре 12 знаков  и 5 цветных стихий (Земля, Металл, Вода, Дерево, Огонь) . Они  образуют шестидесятилетний цикл календаря, начинающийся годом Белой Металлической Крысы. Вот  как сейчас. Работы выполнены  в разных техниках печатной графики: ксилография, литография, шелкография, современные цифровые технологии.
Конкурс обычно  завершается   большой выставкой в музее.А с конца 2017  года  она начала путешествовать  по России: Новосибирск и  Томск, Иркутск и  Москва, Санкт-Петербург и  Челябинск. Большие, броские, яркие графические листы (есть работы  из частых коллекций – как  произведения художника Тхен Вень Би) решены в разнообразных стилистиках – по вкусу автора. Есть  традиционные, тщательно выписанные тигры и мыши, словно иллюстрации к сказочным изданиям. Есть более упрощенные, «плакатные».
*Конфектный рай. И  ,наконец, «сладкая выставка» в Доме Кузнецова, которую я пропустила. Традиционная Рождественская. В далекой стране нашего детства, которая называлась СССР, было  несколько фирменных , самых лучших сортов  шоколадных конфет. Красный мак и Мишка косолапый, Каракум и Красная шапочка, Ну-ка отними и Белочка. Белочка  с орешками на зеленой обложке и внутри  была  моей самой любимой. Папа  учился в Военной Ленинградской академии и   покупал  их со стипендии в фирменном магазине фабрики Крупской. Были еще Столичные с ромом и Трюфельные -  нам  не по карману. Даже Мишки на севере я тогда не пробовала ( они были дороже Мишек косолапых).А вот когда  наш папа  получил полковника, и  «благосостояние» семьи   стало получше  ленинградского,«лейтенантского», сестренка полюбила дорогой Грильяж. Я же слала им из Одессы мое  новое увлечение: Золотую ниву фабрики Розы Люксембург.Куполок, обсыпанный вафельной крошкой с тающей во рту  кремовой начинкой ( сейчас такую близко  не делают)…
И вот, все  это сладкое пышное изобилие  нахожу теперь  в комнатах Кузнецовского музея.Даже конфетное дерево, которое  для сладкоежки куда ценнее дерева с золотыми червонцами,  обещанное глупенькому Буратино. Конфеты  на дереве  уродились большие, все как на подбор ,в ярких, нарядных фантиках. И дореволюционные конфекты, и  первых послереволюционных лет, и поздних советских времен .
«Вечно живой» Ильич и… кисейная барышня, герой Гоголя и  представитель народа Севера в национальной одежде. С пояснениями и цитатами – для просвещения  постигающего грамоту населения. Девочки, помнится,  очень  любили «секретики» : сложить квадратиком фантик и закопать в землю, оставив «окошечко» - стеклышко. Что-то похожее соорудили  наши  «музейные  девочки»: под слоем снега , если его  хорошенько разгрести,  спрятан красивый фантик.Треугольные композиции из сладких оберток, витрина истории шоколадных плиток в России, тронутые временем,  но все равно  очень солидные металлические коробки и сундучки для «царских конфет», роскошные коробки современных «шоколадников» ( включая наши: Конфешэн  - в виде Золотой книги сказок), круглые коробочки популярных когда-то монпасье…И  старый  назидательный мультик  про кондитерскую фабрику…
Одна комната полностью  отдана Мишкам-в лесу и на севере. Отыскали даже старый коврик с героями картины Шишкина.Бродя  по залам, можно   узнать историю Мишки косолапого и других конфет. Мише больше ста лет,  его придумали в мастерских «Товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнемъ», знаменитой  тогда. Примерно в 80-е годы XIX века на пробу  директору Гейсу принесли конфету: толстый слой миндального пралине между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом. В кабинете Гейса, по легенде, висела репродукция картины Шишкина и Савицкого «Утро в сосновом лесу».На фантике ее  скопировали,  окаймили   рождественскими звездами. После революции звезды убрали, а легендарную  конфету сохранили.
Знаю, как долго  готовилась эта выставка. Большие  фантики  были заново отпечатаны, «конфеты»  тщательно в них заворачивал весь музей, всего работники. Кроме того,  собрали благотворительно  несколько корзин конфет  для детей-сирот.Спасибо за праздник  детства, который всем  нам  устроили!                                                                                                                                                                                    Арина Деткина


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments