irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЮЗ КИСЕЛЕВА,СаТИ. Премьера по Андрею Платонову.



ДУРЫ, ДУРАКИ и …МАРЬЯ ИВАНОВНА  БАШМАКОВА
С интересом слежу за курсом Артема Кузина, ученика ,  ряд  лет - преподавателя мастерской великого педагога Александра Галко.
Теперь у него свой курс, и,едва поступив,  студенты Артема  сумели поразить  нас динамичной пластикой,  прекрасным юмором и органикой, которая или есть у актера, или ее нет. Это была вольная фантазия на тему  русской сказки «По щучьему велению». Играли  ребята на елочных представлениях  в консерватории восхитительно.
На второй их  новогодний спектакль  на втором курсе шла    с большой охотой. «Салтана» по сказке Пушкина  разыграли как по нотам: все в  том же стремительном темпоритме,  с веселым  озорством . Спектакль через год   вырос в дипломный. После оригинального текста в  жанре вербатум /
«Мама, папа, я…»/, составленного  из интервью   студентов и их родителей   и заразительно сыгранного,- я подумала, что  им  все по  силам.
Как и его Учитель, Кузин любит  выискивать вещи малоизвестные , редкие.  Пока проза Платонова привлекает постановщиков больше его драматических произведений. А Кузин  поставил с дипломниками «Дураки  на  периферии»  - пьесу Андрея Платонова ,   из ранних,  1928  года. Кузин  сам  отличный характерный актер,  сумел  направить учеников в комическое русло, но  без излишней буффонады, которая тут как будто бы  на поверхности. Ибо кто  эти  люди, подменившую  живую жизнь собраниями, заседаниями, коллективными постановлениями, одно абсурдней другого? Треглавый Горыныч,  с именем  явно басурманским ( "Охматмлад" – комиссия по охране материнства  и ихних младенцев),   - бюрократы, что  решают судьбу будущего ребенка  в императивной форме,  озабоченные лишь «заготовкой граждан впрок»?
Все  граждане  чудовищно косноязычны  и глупы, словно кирпичом  из-за угла ушиблены. Отменяют "браки с детьми", как "зачатые в дореволюционный период". Считают, что «роды  женщинам  никак нельзя прощать. Наоборот, их надо учащать по мере  темпа ». Суд «еще  ничего не выдумал», а  у него  уже  «ум опух», и он просит зал  «очистить своим присутствием». У крестьянина-единоличника, заплатившего  налоги за шесть кустов, «седьмой самотеком вырос». Так  он его вырыл, и  свидетельство о том  в город потащил вместе с кустом: б
ез бумажки ты ка…никто. Почти как  умная Эльза из немецких сказок, которая, выходя из дома, дверь с собой прихватывала – чтоб  воры  в дом  не забрались.
Заголовок пьесы родился из фразы «самого умного»  члена  Охматмлада: на периферии,мол,  одни дураки  живут. Но свой уездный Переучетск ( название   очень  красноречиво ) они таковой не считают. Соединяя  несоединимое: канцелярские обороты речи с разговорной,  - дураки рождают чудовищные   фразы: «А воду поджарила?» -спрашивает Горыныч , то, бишь, Охматмлад, естественную женщину Марью Башмакову, из-за которой весь сыр-бор  и  разгорелся. И добавляет: «Время пить, обед переварился».Дурацкие реплики про поджаренную воду  аукаются   с   забавной   поэмой Чуковского. /«А лисички взяли спички, к морю синему пошли,море синее зажгли»/.
Постановщики (режиссер Кузин и режиссер- педагог Анастасия Бескровная) с  платоновским  текстом обходятся   бережно. Мы с  наслаждением слушаем  все его нелепицы  ( которые так невзлюбил отец народов, называя их "тарабарскими" ,  чуя здесь какой-то подвох).Кое-где , правда, реплики заглушаются слишком громкими радиопередачами и  выкриками в суде.  И  здесь  есть  некий перебор. Ибо   даже  авторская ремарка «шум, свалка» не  означает,  что на сцене  должен  быть «базар».
В целом же  актеры с подводными камнями простого только  с виду  сюжета  справляются, и все,  от бедняги счетовода Башмакова с непомерно большими усами - Степан Лябипов, до  несгибаемого предкома - Виталий Гаврилов (из равновесного состояния  его может вывести    лишь не «обобществленная»пока  жена  Евтюшкина Капитолина Сергеевна - Полина Ларина), и Старшего рационализатора – Матвей Пташный, олицетворяющего  «высший суд» партии,  играют с завидной комической серьезностью. А вот «маленький человек» Глеб Иванович Рудин (говорящая «тургеневская» фамилия) - Никита Прилепский, со своими несвоевременными   чувствами  попадает под каток истории,  да и  такой он здесь, маленький, занудный , что   и Марье Ивановне - предмету его страсти -   до смерти  надоел.
Несколько лет назад  режиссер Михаил Бычков превосходно поставил Платонова на родине писателя – в Воронежском камерном театре. Жанр   бычковского спектакля  определили как синтез «комического абсурда, бытового фарса и психологической драмы». Самой большой дурой показана  там гражданка Башмакова с пышной косой и белесыми ресницами. Не пожалел красок   и  автор , чтобы охарактеризовать свою «идейно отсталую героиню». Что да,  то да… Выкрики ее  нестройны , поступки  непредсказуемы . Хочется  ей в милиции служить,  разбойничью шайку сколотить и   в шинке торговать - все  одновременно.Но ведь  женщина она «обильная». И телом, и желаниями своими.
Все в конечном счете зависит  от личности актера .А в спектакле  Кузина сценическое обаяние Екатерины Кишевой  ломает  рамки   стереотипа  - глупой мещанки. Видела эту  студентку   в разных амплуа. При  всей своей  природной красоте Катя  замечательно себя чувствует  в острохарактерных  ролях.  И Марья Ивановна   у нее получилась живая,  не  масочная.    Очень  даже понятно, почему  все мужики Переучетска к ней льнут или  уже
с ней «побывали». Есть в героине  Платонова неподдельное естество,  манящее земное  начало, что-то  древнее, матриархальное. Ей хорошо только, когда вокруг много мужчин.
Смерть ребенка вносит  трагический  аккорд в  это, в общем-то, забавное действо. И какая б  ни была  Марья Ивановна в глазах окружающих, мы видим глаза  актрисы   - это глаза матери, мы слышим ее  отчаянный  крик. Дураки не умеют так глубоко чувствовать.
А как  поет Марья-кричит-воет  свою  финальную песню, всем нутром женским, от земли, кричит… Сочувствует  Маше ( так звали и  жену Платонова – единственную женщину, которую  он  любил)  одна Милиционерша , сама кормящая мать.
Пьесу  о том, как женщину заставили родить, а потом, по   недоумию,  коллективно уморили ее  ребенка,   можно сыграть, как  жутковатую черную комедию. Или  - с нотками сентиментальности. Можно ограничиться едкой сатирой. А можно...  Платонов, вышедший «из гущи гущ» рабочего класса,    не был противником режима. «…В заявлении я указывал, что не считаю себя выбывшим из партии и не перестаю быть марксистом и коммунистом. Только не считаю нужным исполнять обязанности посещения собраний, где плохо комментируются статьи „Правды“,  - объяснял он,   безуспешно пытаясь вернуться в  ряды ВКП(б).Еще не написаны   были главные книги  гениев абсурда Беккета и Кафки, а   новая действительность 20-х  годов 20 века  уже породила  этого монстра - «всеобщный», бездумный  коллективизм  («Весь  город живет сплошь как одно семейство, и все  родственники, беззависимо  от пола   и должности»). И как ответ  - платоновский горький сарказм.
Тонко пишет   о неоднозначности   пьесы  известный  театральный критик Марина Дмитриевская. «…Если бы мы не знали, что такое для Платонова «народ». Сколько богоизбранного мерещилось ему в людях прекрасного и яростного мира. «Дураки на периферии» — трагическая констатация того, чем стал при советской власти этот народ, во что превратился».
 
Да,смешно, да, иронично, но и  трагично, сильно  – такого Платонова  мы  видели, пожалуй, только у Дзекуна в Саратовской драме и у Карбаускиса, в Табакерке. Вот  этой «планетарности» писателя, при видимой конкретике происходящего,  не найти в постановках  полузабытой пьесы ( шла несколько  лет  еще  в  московском театре  Гоголя). Слишком «забытовлены», подробны   и  декорации студенческого спектакля    ( художник Софья Злобина), хотя стена - сплошные окна! - весьма многозначна. И наши ребята не волшебники,  они    еще только   учатся.Но  учатся -   на прекрасном материале.
                                                                                                                                                              Ирина Крайнова




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments