irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА . Звезды оперной сцены в "Иоланте"

                ЧУДНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ ВЕЧНОЙ...

                                                     

«Иоланта» - последняя опера Чайковского, одна из самых любимых постановщиками.

Маленькая, лирическая  с любовной темой и  счастливым ее концом, что  редкость в оперной практике. Либретто написано  братом композитора Модестом Чайковским по одноактной драме в стихах датчанина   Герца «Дочь короля Рене», которая шла на сцене   Малого театра. Чайковский  начал писать   оперу  10 июля 1891 года с финального дуэта,  сразу  задав ей позитивный настрой.  4 сентября музыка была написана,  в декабре закончена оркестровка.
Первое представление (сначала  вместе с балетом
«Щелкунчик»)  прошло ровно через  год,  в декабре  1892 года в Мариинском театре . А еще через год «Иоланту» поставил  Большой. Первая   зарубежная постановка -  на немецком языке в Гамбурге - состоялась даже раньше , чем в Москве. Затем были Копенгаген, Стокгольм, Мюнхен,Вена, Болонья, Осло ,Будапешт, Скарборо ( США),  Любляна… И  маленькая опера победно зашагала  по миру.
Не только ее «компактность» привлекала театры. И камерность состава : пять солистов,  пять вторых ролей , небольшой хор. Да и   несложность постановки: единство места, времени и действия, все  по канонам классицизма . И, разумеется, то, что «мелодии там  просты и легко запоминаются, но при этом поразительно красивы». Кто  не помнит , что игриво напевает герцог Роберт: «Кто может сравниться с Матильдой моей?» Или  взять  хотя бы дуэт Водемона и Иоланты о красоте и силе дневного света: «Чудный дар  природы вечной»...
«Иоланта»   близка  мне еще и потому, что  это единственная  опера, которую я видела в Большом театре. Точнее, слушала.  Только слушала, Это был еще о в советское время, я тогда  мчалась   в глубинах метро совсем в другой театр, и вдруг  - мне предлагают  «горящий» билет в Большой. Я тут же   забыла  о другом театре и резко сменила направление. Место было  неудобное ( так   обозначено в билете), в глубине  ложи, на диванчике.   Не видно почти  ничего.Я просто наслаждалась музыкой и пением.
В  Саратовском театре оперы и балета постановка  «Иоланты» старая, почти сорокалетняя. Нуждаются уже  в обновлении  декорация,  световое решение (девушка прозрела, а ее замок  все такой же мрачный и темный),  режиссерское. Например, мы  не видим спящую принцессу, хотя ее   сну в спектакле отведена целая  важная сцена. А поют и играют все участники действия очень  хорошо. Еще бы,  ведь на сцене, на вторых ролях,   обладающий превосходным густым басом Николай Колесников, три  чудесные   солистки и актрисы, лауреаты международных конкурсов Марина Демидова, Оксана Колчина, Ольга Дё и Сергей Филимонов, прошлогодний выпускник актерского курса Риммы Беляковой, приглашенный  , со своими вокальными  данными, в академический музыкальный театр.
А солируют   здесь живая легенда сцены Леонид Сметанников,глубокий драматический актер Роман Гранич, обладатель  чудесного тенора   недавний выпускник  консерватории Иван Подгороднев .И  – два блестящих столичных голоса. Виктория Шевцова из Новой оперы, лауреат международных конкурсов, окончившая Международную школу вокального мастерства .Она пела  Иоланту на Международном музыкальном фестивале в Ольденбурге (Германия).   На фестивалях во Франции   исполняла  Salve Regina Брамса вместе с Владимиром Спиваковым и партию Коринны  в опере «Путешествие в Реймс» Россини. Александр Киселев, ведущий солист Геликон-оперы, лауреат международных конкурсов.  Работал в  Новой опере, Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, в  Большом театре. Как приглашенный солист  поет на лучших оперных сценах мира – в Мариинском театре, театрах Нью-Йорка, Парижа, Гааги, Праги, Берлина. Награжден золотой медалью «Национальное достояние» Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия».
Вот с такими «Звездами  российской оперной  сцены» , в рамках  одноименного проекта , мы  услышали романтическую историю слепой девушки, которую исцелили не только  искусные руки  мавританского врача,  но и любовь. В исполнении  московской гостьи Иоланта юна, чиста, прекрасна душой и лицом. Воспитанная в обожании, она смело говорит с незнакомыми рыцарями, трепещет , узнав, что любящий отец скрывает  от  нее какую-то важную тайну, безоглядно кидается в новое чувство .  Готова на  любые страдания ради возлюбленного. Мы видим  драматическую игру  большой актрисы, слышим  чистый, сильный и красивый голос вокалистки.
Король Рене в исполнении Киселева величав и благороден ( артист  замечательно  перевоплощается в старика), он  даже «прощает» герцогу данное им обещание жениться  на его дочери. В сценах с Иолантой   он  сама доброта и забота. И, конечно, голос -  пленительный, сильный. Королю композитор дал эффектное ариозо: «Господь мой, если грешен я…»
«Иоланта» еще  дорога  мне тем, что действие оперы происходит… хоть и в 15 веке, но в местах,  знакомых и  любимых: юг Франции, Прованс, приморские Альпы.Они  так живописны и очаровательны, что ничего страшного  там случиться просто  не может. «О ,купол неба лучезарный!», -  поет в финале  сначала  Иоланта,   потом  - секстет вокалистов,  к нему присоединяется   хор, славя божественный , всемогущий солнечный свет и радость жизни .Все тут сошлось   -музыка  (дирижировал Медет Тургумбаев), сюжет, игра, вокал гостей и  солистов театра.
                                                                                                                                           Ирина Крайнова, фото с сайта театра


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments