
Нет, здесь нет описки, так зовут героев последней оперы Моцарта «Волшебная флейта».
А кто есть там кто, я, наконец ,поняла, посмотрев это усложненное масонскими символами произведение не на большой оперной сцене, где оно идет раз в год с такими огромными, слепящими глаза зеркальными пирамидами( к тому же -на немецком языке, отчего заковыристый сюжет кажется еще запутанней). Музыкальный спектакль для родителей с детьми по мотивам оперы Моцарта и сказки Виланда решился поставить руководитель театра Куклы папы Карло в филармонии Александр Авдонин.И привлек к постановке множество талантливых людей.
Сам и адаптировал сказку для малышей, создал сценографию, изображающую условно красивый пейзаж с со старинными строениями.Помогли ему художники Ольга Фролова и Ирина Драгункина.Музыку записал инструментальный ансамбль из трех скрипок, двух альтов, виолончели, контрабаса, а также гобоя, кларнета, флейты , фагота и ударных. Воображаете, как мелодично звучат они вместе!
Вокальные партии спели солисты филармонии и оперы: Вера Паньшина и Диана Айсина, Ольга Алакина и Ирина Беспалова, Ольга Дё и Антон Кузенок,Александр Корнеев и Александр Соколов, Сергей Кочетов и Давид Карапетян. Целое созвездие вокалистов! Кукольные партии исполнили артисты театра Авдонина,филармонии , студенты СаТИ.
А перед началом вышел Александр Владимирович и прочел зрителям письмо одного мальчика, который не любит опер и очень от них устал. Непонятно, долго, скучно. Что никак не скажешь про авдонинскую «Флейту».
…Раздвигается алый занавес ( театральный-театральный!), живописные декорации погружают в прихотливый 18 век. А может, куда подальше.В сказке действие вообще отнесено к эпохе фараонов. Скачут по сцене загадочные пушистые звери, появляется говорун Папагено - получеловек,в пестрой окраске попугая.
Страшный дракон-змея нападает на робкого принца Тамино , его спасают летучие Фурии - служанки Царицы ночи, «на лицо ужасные, добрые внутри». Правда, они же и наказали болтушку Птицелова, но за дело: не приписывай себе чужих подвигов! Марионетки - редкий и трудный вид кукол. Но и самый выразительный. Саша Авдонин выбрал его еще в юности . Сам мастерил – по собственным чертежам. Для марионеток в его театре и сцена специально приспособлена - глубокая,низкая, такая кукла управляется сверху.
А вот и Царица Ночи собственной персоной.Сочетание кукол и живого плана (артистка в вуали и пышном одеянии) в мистической сказке выглядит особенно эффектно.Кукла-перевертыш изображает Папагену - женский вариант Птицелова.Особенно хороша красавица Тамина, она словно иллюстрация к сказке «Тысяча и одной ночи». А еще здесь будет злодей мавр, тоже с "душевным" именем, как все в этой истории – Моностатос, ожидается главный «злодей» - Зарастро. Но это сказка наоборот, и злодей вовсе не он, как потом выясняется…
Думаю, в таком ярком и увлекательном пересказе поймут что к чему даже маленькие дети, которые таки просочились в зал, несмотря на все предупреждения админов.Ведь реально становится страшно, когда гремит вдруг с арьерсцены голос всемогущего мага Зарастро... А голос у него и сильный , и властный.
Здесь-то я сразу узнала Александра Авдонина, который любит у себя в театре текст и написать, и спектакль поставить ,и сцену оформить , да еще - хорошую рольку сыграть. А что он же - в роли забавного Папагено, даже не догадалась…
Что ж, и "Моцарт,Вольфганг Амадей" любил полицедействовать. Сам продирижировал своей «Флейтой», а его друг-либреттист Эмануэль Шиканедер с удовольствием сыграл в ней с симпатягу Папагено.
Кроме множества сценических чудес ( даже волшебные колокольчики здесь не простые, они превращаются в миниатюрного звенящего человечка) ,которые спешат сменить одно другое , целой череды приключений и испытаний, что мы переживаем вместе с героями, мы еще слышим прозрачную, мелодичную моцартовскую музыку, дивное пение вокалистов. « В страданьях дни мои проходят», — жалуется Царицы ночи, тоскуя о похищенной дочери (Вера Паньшина). «Известный всем я птицелов», — не унывает Папагено (Сергей Кочетов). «Вражда и месть нам чужды!» — убежденно ведет свою арию могущественный волшебник Зарастро (Александр Соколов).
Все заканчивается хорошо, как и должно в волшебной сказке. Пройдя вместе огонь и воду (водопады надвигается прямо на них, языки пламени уже лижут края их одежды), Тамино с Паминой заслужили счастье.
Постановка «Волшебной флейты» Александром Авдониным - событие не только кукольного, но и оперного искусства. Не так часто театры устраивают семейные просмотры классического музыкального репертуара (а моцартовская опера на втором месте после "Травиаты" по числу постановок) в такой увлекательной форме и - на высоком уровне.
Ирина Крайнова
