irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТРИО-СОНАТА .ФОНД "НОВАЯ МУЗЫКА". Силади привез старинную испанскую музыку



        И ВЕЕТ  ДРЕВНИМИ ПОВЕРЬЯМИ…
К нам снова  приехал  блестящий европейский органист Дьюла Силади ( организатор  - фонд "Новая музыка") .И  познакомил  на концерте  в консерватории с  редчайшими образцами испанской и португальской музыки. Сразу повеяло  древними поверьями, только не славянскими, как у Блока, а испанскими. Дело в  том, что Дьюла ( человек мира, как его называют)  сначала  учился в  родном Будапеште в Высшей школе музыки университета имени Ференца Листа. Затем долго изучал старинную огранную музыку в Голландии,  в Свелинг Консерватории, у знаменитого профессора Жака ван Ортмассена.И почти 15 лет провел  на Пиренейском полуострове, где  проводил органные фестивали, стал ведущим экспертом исторических органов, помогал  их реставрировать, концертировал.
Силади  - лауреат множества конкурсов,  но  особо ценит
 свою победу на  Международном органном конкурсе Паул
я Хофхаймера в Инсбруке (Австрия). Ему вручили    специальный приз - «Импровизации в стиле эпохи Возрождения».
И  на концерте в консерватории, после Астора Пьяццоллы (Ave Maria, исполненная вместе с ансамблем старинной музыки Владимира Скляренко), венгерский гость   погрузил  нас в 17 век, в раннее барокко Франциско Коррея  де Арауксо из Севильи. Глухой стариной прозвучали три эти  миниатюрные пьесы  для органа соборного музыканта.Испанскую музыку сменила португальская еще  одного Коррея. -Антонио Коррея  де Брага.И  такой  же давности.Исполнялась  его Битва, казалось, мы  даже слышим звон мечей и тяжелое дыхание всадников. Затем  последовала немецкая страничка, и тут - Хоральная прелюдия Баха (Только  один Бог  на небесах).  Мы еще  помним, что  однажды Дьюлу  выбрали  в 14 лучших органистов мира  для участия   в «Бах 24-часа марафоне».
Где один великий немец, рядом обычно   другой  -Вольфганг Амадей.Его Адажио Religioso вдохновенно сыграли орган с гобоем и фортепиано ( лауреаты международных конкурсов Елена Лельчук и Владимир Скляренко).И снова редкое имя , и  опять 17 век  - Франсиско Хименес из Сарагосы .   Он  тоже написал «батальную сцену».
Второе отделение концерта орган, рояль и сакс ( альт- саксофон  молодой и талантливой Аиды Мурадян: она вышла в богато  расписанном  цветами платье) открыли  живописной Сицилианой Форе. За ним  -  тоже известный  француз Шарль Мари Видор. Как сообщил ведущий концерт азаслуженный артист России Владимир Скляренко,  Видор -основоположник органных симфоний.И  не преминул  лукаво  добавить, что  композитор нашел свою даму сердца  только к 75  годам. Как чувствовал, что проживет еще почти 20 лет.
Поль Моррис и Франция, Хоакин Турина и Испания, Жозеф Йонген и Бельгия, Хендрик Андриссен и Голландия… Пожалуй,  лишь американцев  из  этого списка мы знали твердо  - Джон Уильямс и Джордж Гершвин. Наш  неутомимый гость не отходил  от инструмента,  остальные исполнители сменяли друг друга или собирались в ансамбль,  Володя еще и превосходно вел концерт. И все было  так отточенно   так   красиво , как будто   и раньше  они  только и делали,  что играли  все вместе.
Любимый мой Гершвина шел на бис в этом сверхнасыщенном  концерте.
Венгерский гость был у нас три  года назад , тогда его программа была наполовину  баховская, второе  отделение было совсем  венгерское. «На фоне прекрасных видов Дуная, роскошных дворцов и соборов Будапешта маэстро  играл классическую музыку своей страны, собственные вариации на темы огневых  венгерских танцев, под занавес,в ансамбле с Трио-сонатой – культовую мелодию Штрауса о красавце Дунае».
Теперь Дьюла,  большой знаток и интерпретатор  старинной музыки,  привез  нам совсем другую программу, очень глубокую и серьезную – такого  нигде не услышишь.
После концерта я подошла  поблагодарить музыканта и была приятно поражена, что он, такой сдержанный, кинулся ко мне и даже  запомнил мое имя.Все-таки  редкие доброжелательность и демократизм Володи  Скляренко и Леночки Лельчук ( та была в изысканном черном платье, подчеркивающем ее статность ,и  гляделась Королевой сцены) , их великое умение дружить притягивают к ним  чудесных  людей. Ну и нам  немного от той дружбы перепадает…
Во время  обильного фуршета Дьюла успел  мне рассказать , где он  уже   побывал в этом году, сколько времени  отнимает органный фестиваль, который  он создал  и продолжает вести, как сложно отреставрировать исторический орган, на котором еще и нужно  сыграть, пробуя его звучание. В Москве  он выступал вместе с испанкой, которая знает  только  свой язык.  Дьюла, знает восемь языков,  ему пришлось  быть  за "толмача".   Но  по-русски  он  пока говорит  только несколько слов.
Тут я, на свою  беду, спросила  его как крупного специалиста   про  самый старый в Европе исторический орган. Я  ж  не знала, какой это спорный вопрос!   Музыкант назвал Нидерланды. Да, там  есть орган 1482 года в церкви Martinikerk города Гронинген. Но  «за первенство» спорят еще инструмент из вестфальского города Зёст-Остённен, ( 1425–1430 гг.), и  орган швейцарской церкви Tous-les-Saints на территории замка Валери ( 1390 года).  Дьюла же  сказал, что еще старше в Будапеште,и я решила что  совсем плохо с моим  английским.  Причем речь  шла о древнеримской находке…  почему-то водяной.Разобраться помогли Леночка ( знает язык в совершенстве) и …Инет. Действительно, остатки старейшего органоподобного инструмента гидравлос найдены при раскопках  римского Аквинкума ( а он неподалеку от Будапешта) - 228 год н. э.! Это сложное сооружение, где давление воздуха в бронзовых трубах поддерживалось столбом воды.
Не  знаю, какими еще «раскопками» старинной музыки порадует нас в следующей  приезд наш венгерский друг, но что будет обязательно свежо, сильно и увлекательно, не сомневаюсь.
                                                                                                                                             Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments