irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

АУДИОТЕАТР "ОТКРОВЕНИЕ". Проект Центра «Парус надежды» и театра "Версия"



          КАК  ОТТОЧИТЬ СВОЙ  ГОЛОС, ОСТАВШИСЬ… ОВЦОЙ
Мы, конечно, помним, как в сказке  про семерых козлят Волк  решил  обмануть козлятушек- ребятушек: «Пошел в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тоненьким голосом. Кузнец ему горло и  перековал». А может, и не надо было  ничего подковывать,  точить? Действительно ли  мы  знаем свой голос, изучили  его возможности?
Как же его развить, научиться правильно, четко и  красиво произносить все звуки? Как  это делают хорошие дикторы на радио и ТВ. Именно  хорошие, которые  не глотают  гласные, не проглатывают целиком окончания,  спеша выдать сто слов в минуту…
Этому можно ,оказывается, научиться  - на бесплатном мастер-классе актеров.  И главный режиссер-постановщик проекта здесь самый лучший,с большим стажем – ведущая актриса муниципального театра «Версии» и тюза Киселева,  театральный педагог Татьяна Чупикова. А  мастер-класс  этот  не самоцель,   он -    необходимый  этап, подготовка к аудипостановке. Да-да, в Саратове появился первый непрофессиональный аудиотеатр "Откровение". Это  совместный социальный проект по   выигранному Президентскому гранту. Сотрудники Центра осуществляют и  медико-социальное сопровождение проекта.
В нем принимают  участие  и люди ,отобранные   специальном  прослушивании, а также лица   с ограниченными возможностями. Все  они не актеры. Но кто  из нас не мечтал в детстве им стать?  А время упущено,и   профессия получена другая, да и время,  и обстоятельства   наложили уже  свой отпечаток…Но  нет ничего  невозможного. Тут-то  и приходит на помощь аудиотеатр и его главная изюминка - бинауральный микрофон. Знаете, что  это  такое?
Специальная  запись  предполагает прослушивание  через  наушники. Бинауральный звук работает таким образом, что для каждого уха в отдельности проигрываются свои тональности или мелодии, а наш мозг воспринимает это как единый звук: «это довольно необычное ощущение и может создать эффект присутствия или даже подействовать в качестве средства для успокоения нервной системы».
Президентский грант  позволяет  устроить  на базе театра "Версия" высококлассную  звукозаписывающую студию с новейшим  оборудованием. Так что можно будет  не только  сыграть радиопостановку, но и побыть «звуковиком»,специалистом по аудиоспецэффектам -  имитировать звуки и шумы в спектакле.  Уже известно, какая  будет первая постановка: инсценировка повести Владимира Короленко «Слепой музыкант», где рассказывается о талантливом мальчике. он тоже имел ограниченные возможности: был слепой от рождения, но как же  чудесно он играл на фортепиано!
Тихие всплески реки ,обрывающиеся из-под ноги  камни, гулкие перекаты весеннего грома -  все это и множество  других звуков есть в повести. И все их предстоит воспроизвести участникам проекта , кроме чтения сюжета   по ролям.  Еще  будут   лекции, вебинары, практики по актерской игре, по созданию звуковых спецэффектов, открытые мастер-классы по сценической речи – так называется  этот предмет в театральных вузах .А пока  после кастинга (прослушивания) был  открытый урок по речи   на сцене театра «Версия».  И  для «отобранных», и  для всех   желающих.
Потому  что  правильное произношение, грамотная речь, владение микрофоном,   умение «держаться  на публике», снимая психологический зажим,  нужны не только актерам.  Я делала немало передач  на радио и  не  раз видела, как  люди, облеченные большими  должностями, свободно  общались со мной до включения магнитофона.Но стоило нажать  на пуск  и  приблизить к  собеседнику микрофон... на него  ту же нападало косноязычие – это в лучшем случае.Чаще они просто впадали в ступор.
Преодолеть его помогает актерский речевой тренинг, основы  которого показали Татьяна Павловна и ее помощники –молодые актеры Александр Овчинников, Элина Сорокина, Валентина Башкатова и Александр Демидов. Для начала мы размяли губы и язык с маленькими круглыми зеркальцами. И я  обнаружила, что моя  верхняя губа слушается меня куда хуже, чем нижняя, язык  - тот вообще полный «неслушник». Артисты , для которых такая гимнастика  - обычное дело, виртуозно  показывали упражнения , доставая  кончиком языка чуть  не  до бровей.
Постепенно ведущая усложнила задачу, и  аудитория разминала  свой  речевой аппарат, издавая разные звуки.  Дошли мы  и до стишков    печально известной Танечки, которая таки  уронила в речку мячик. Оказывается, куда лучше идет  усвоение, когда подключается еще  мелкая моторика ( каждому дали  по мячику –  и пусть завидует нам разиня Таня!),  нарастает ритм, концентрируется внимание…
Логичным продолжением  «языковой» практики стала читка  отрывка пьесы "Хочу быть волком" Беттины Вегенаст. Читали  молодые актеры, мы услышали  то, к чему нам еще  стремиться и стремиться:  поставленные голоса людей, у которых все в порядке со «сценречью».Александр Овчинников  тоже получил грант  - от СТД России -  и собирается поставить эту притчевую пьесу на сцене театра.
Он показал  кусочек своей  будущей постановки, где в заданном ритме на кресле выезжает бабушка, похожая  на состарившуюся Красную Шапочку,   и  остальные персонажи  движутся в  том  же звуковом поле. Режиссура  обещает быть интересной, неоднозначен, многослоен и сам текст пьесы.
После читки-показа стихийно возникло обсуждение. Зрителей не обманула эзоповская маска героя: Овца, которая решила поработать Волком, -  для престижа и материального достатка, и  слишком вошла во вкус. Возвращение ее к своей сущности будет   очень непростым.   Зрители  рассуждали , как не «сесть не в свои сани», устремляясь вверх по карьерной лестнице, и спорили, с какого возраста можно смотреть эту  пьесу.
Вскоре к занятиям в  аудиотеатре "Откровение" присоединятся и  надежные партнеры Татьяны Чупиковой  по другим проектам  - дети из  коррекционной школы-интерната №5. Карантин в школах и вузах, к счастью,  заканчивается. Прослушивание в интернате уже проходило.
                                                                                                                                                                             Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments