irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КЛУБ "АНТРАКТ" . Гость клуба актер, педагог, режиссер Артем Кузин



                            ТЕАТР НЕ УМРЕТ НИКОГДА
И люди театра в  том уверены , при всех веяниях  технического прогресса.
Но услышать  такие слова от человека, глубокого театрального, всегда нам, зрителям,  важно. Артем Кузин – галковец, ученик великого педагога и актера Александра Галко. Мастер был очень строг, отсев с его курса был наибольший,  поначалу  «не видел»  он  и Артема. Чуть  не отсеял. К счастью,  это не случилось, а со временем  Артем Евгеньевич стал правой рукой Мастера,  педагогом  курса в СаТИ
( и еще  он очень поддерживал  тяжело больного старшего друга в последние годы его жизни). После  трагического ухода  Александра Григорьевича набрал своих ребят, с которыми поставил уже несколько  очень интересных спектаклей
Ставит  как режиссер ярко, немало постановок на его счету  и в тюзе Киселева . Кузин -   тюзовец,  актер он сильный ,   в театре  его острый, трагикомический   дар проявился в полную силу. Играл он очень много. Болтливый Хлестаков и   немногословный Роберт  Локамп  из «Трех товарищей» Ремарка,  бунтующий маленький человек Подсекальников из  пьесы Эрдмана (Золотой Арлекин  за эту роль)  и  плутоватый Мозгляков – герой повести Достоевского , искренне влюбленный в Зину. Доверчивый король Дерамо Гоцци, насмешливый Сирано де Бержерак… О, это отдельная тема…
И хоть спектакль уже давно  не идет, мое театральное впечатление до сих пор  глубокое.  «Неожиданно решение французского режиссера утвердить на эту роль не писаного Аполлона с плохо замаскированной красою, не дюжего Геракла с метровым размахом плеч. Но острый на язык, экспрессивный герой Артема Кузина быстро заставил нас забыть  прошлых сердцеедов с приклеенными носами. Появляясь в черном берете с пером, лихо заткнутым за ухо (метафора прозрачна - перо поэта!),он фехтует ножом, тросточкой, шпагой ,пером всем, что имеет хоть сколько-нибудь удлиненную форму.  Верный в дружбе, по-своему привязывается и к счастливому сопернику Кристиан честный малый и не трус.Глубоко запрятывает свою любовь к кузине и так же глубоко страдает лирические моменты  удивительно даются Артему …»
А еще  Артем Кузин настоящий книжник, умный и ироничный собеседник .Это у  него, наверное, от  его Мастера. (Он и жену себе выбирал не по красоте, хотя трудно с  его Машей  кому-нибудь красотой сравниться, а по …уму). В чем мы еще раз убедились  на встрече в театральном клубе «Антракт» у руководителя театра магии и фокусов «Самокат»  Сергея Щукина.
Встречи  здесь проходят в форме диалогов,  вопросы задает ведущий, первый вопрос   Сергея Вадимовича  было  как раз  о судьбах театра.
- Не думаю, что театр вообще когда-нибудь умрет. Для меня театр самая высшая ступень искусства, потому что  он синтетический, включает в себя все  остальные виды искусства, -  задумчиво сказал Артем. – Я думаю, что  живой человек в своем первозданном виде всегда будет  интересен. И  тем более, когда вокруг  этого человека театр.
Приводя высказывание Питера Брука о театре живом и мертвом, ведущий попросил гостя вечера охарактеризовать живой, по его мнению, театр.
-Для меня живой театр  честный театр. Который  не обманывает сам себя и не обманывает своего зрителя. Когда  через темы, которые  он поднимает,  рассказывает что-то  и про меня. И мне  не важно, сделан ли спектакль  на трех стульях, в пустом пространстве или с применением большого количества технологий. Иногда бывает настоящий театр, сделанный с большим количеством приспособлений, и  бывает  абсолютно мертвый театр ,сделанный  на трех стульях, хотя позиционирует себя как живой. Потому что  те темы, которые  он пытается навязать , кажутся мне  неправдой. В спектакле «Квартет» была прекрасная фраза, которую произносил герой Александра Григорьевича Галко: «Зачем  такое искусство, которое  не трогает?» А чтоб меня тронуло, я должен что-то узнать, переосмыслить, что-то  понять.
Речь зашла о руководителях театра, и Артем высказал мысль, что руководитель  должен заставлять подчиненных что-то делать  для каких-то высших целей, уметь  брать  на себя ответственность .Он  сейчас ведет курс, где «13 живых  людей, которые в определенных отношениях находятся, но  они точно понимают, что мы в пятнадцать  голов ( студенты плюс руководитель курса и педагог )  в первую очередь занимаемся театром, а потом уже всем остальным».
Артем Евгеньевич привел в пример ситуацию, когда его студент проспал очень ответственную репетицию . И  мастер… простил его, потому что через месяц  тот  с остальными должен играть в новом спектакле. Это и есть «высшая цель».«Но я понимаю, что произошло, и он понимает. И не потому ,что я такой великодушный…».
Доцент СаТИ Кузин рассказал, как   постепенно он вырастал в  педагога:
– Мне выпало  большое счастье – 16 лет учиться учить.На курсе прекрасного педагога и артиста Александра Григорьевича Галко. Первые восемь лет я просто смотрел, как это делает  он. Находясь с ним рядом, я понял, что  это адский труд. Да, набрать свой курс престижно, но у меня  уже было понимание, на что я иду. Какая-это ответственность, что я открыл им дверь сюда.И, пройдя через  эту дверь, какие они будут… это вопрос, на который я пытаюсь  ответить
И с обычной своей иронией, переделывая слова  Марии Кнебель  (а ведущий   то и дело    "бил" собеседника  цитатами великих),  что Мастер  должен  стать для учеников матерью, Артем заметил, что  хотел   им  быть  все-таки отцом.
Первый урок честности   для его ребят – объяснение мастера, что такое работа в театре. Это: 1.когда ты  не опаздываешь  на репетиции;2.когда ты на срочный ввод приходишь полностью подготовленным ;3. когда ты хорошо  относишься к партнеру по сцене; 4.когда ты вежлив, не хамишь одевальщице , гримеру и т.п.  В общем, когда с тобой удобно  работать.  Видя, что ты  человек ответственный, режиссер может сделать сначала маленький ввод, потом большой. Актер  постепенно становится   умелым, мастеровитым. Талантлив ли  ты , покажет  время.Главное, чему должен научить педагог за четыре  года, профессии. Институт  лишь  первый маленький в нее шажок. Научиться  учиться – вот что важно.
Гость клуба сейчас  ставит со студентами «Женитьбу Фигаро» Бомарше. Сыграет ли когда-нибудь  его  студент Фигаро после вуза, неизвестно,  для начала  в театре ему дадут какую-нибудь алебарду.И неважно, что  он играл Фигаро ,а вот как  он с алебардой будет стоять... И если у актера и  с алебардой глаз горит так, как будто  это  главная роль в его  жизни,  его обязательно заметят.
Зашел разговор  о том, как сам Артем попал в театральный вуз. У Александра  Галко была замечательное  определение: мимо проходил, решил зайти. Мальчик со Второй Пролетарки рос не в самой состоятельной семье и  читал запоем. Артем  любит повторять , что пошел в театральный , потому что  не  хотел сдавать  геометрию и прочие премудрости, но,  думаю,  такой человек ,как Галко, сразу бы  это  разгадал.Нет, что-то  Педагог от Бога в нем усмотрел… А сейчас Кузин пытается что-то  угадать в  будущих студентах, делая с ними упражнение на  «эмоциональную возбудимость» , проверяет, сможет ли человек  «влюбить в себя» за  те 3-4 минуты, что даются ему  на экзамене.Абитуриент может раскрыть свою  энергию в танце или вокале и не «показаться» в чтении отрывка, а кто-то прекрасно читает, но  танцует  и  поет «никак». Опытный  мастер  всегда ощутит , есть у человека  эмоциональная энергия   или  нет. 
Педагогика, актерство и режиссура  -  для нашего героя три ипостаси  одного, он их не разделяет.Все это «глобальная вещь», называемая театром .Закончилась  эта большая, серьезная  беседа ( привести ее  полностью  нет возможности) Станиславским,  как , собственно,  и начиналась, его словами  о том, что  счастье на земле «в познан
ии. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант!»
Артем    говорил,   что  на первом курсе читаешь  Станиславского  по диагонали, потом работаешь, работаешь,  открываешь  для себя какие-то механизмы – раскрываешь Станиславского, и понимаешь , что  он уже все написал. И ничего  нового  ты  не открыл. Работа, работа и работа. Педагога,актера, режиссера и… зрителя тоже.  По мнению  Артема Евгеньевича, зритель  - такой же соучастник действия. Конечно,  если театр живой. Ну а другой театр  зачем 
нужен?
                                                                                                                                                                        Записала Ирина Крайнова, фото с сайтов



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments