irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА . Музыка Штрауса



                                СТРАУС  В ВИХРЯХ ВАЛЬСОВ
Что-то я не припоминаю  столь стремительного  темпа  и столько маленьких шедевров Штрауса сразу, в одном месте, виртуозно исполненных симфоническим оркестром Саратовского  театра  оперы и балета.Его художественный руководитель и главный дирижер Юрий Кочнев решил собрать разом  все    самые искрометные вещи.А в заголовке  нет ошибки. Иоганна Штрауса  в России  называли , на  наш манер, Иваном Страусом ,даже писали  так в афишах.
Король вальса вообще царил в легком жанре , ему одинаково хорошо давались и польки, и марши, и чардаши - вся танцевальная музыка.  Как писали,она становились классикой еще  до  того, как обсохнут чернила  на нотной бумаге. «Время теряло значение,а сердце замирало в предвкушении чуда». ..
И так  же «рванул  темп», выступая на сцене филармонии, наш оперный оркестр с маэстро во главе… Польки с  легкими, игривыми, эмоциональными названиями Трик-трак, Пиццикато, Гром и молния,По телефону звучали особенно  лихо.
Прелестными, манкими мелодиями  наполнялся филармонический зал, в одинаковой мере ими  наслаждался и зритель, и оркестрант, и сам дирижер, который так  энергично замахал палочкой, что  она казалась живой стрелой, направленной то в одного,  то в другого музыканта. Вот-вот оторвется и  полетит  по своей траектории
Собственно, играли музыку толко  к двум опереттам великого венца – «Цыганский барон» и «Летучая мышь» - самые мелодичные, выразительные их отрывки.А какая  оперная труппа   без  богатой палитры  голосов,  от густого , низкого звучания  баса  до звенящей в вышине потолка  колоратуры?Все  это было на концерте «Мир Иоганна Штрауса».Мы услышали куплеты Зупана из «Барона» в исполнении басовитого  ученика Владимира Верина солиста театра Виктора Куценко и   рулады Арсены из той же  оперетты (Марина Сальникова). Роскошная ( и голосом, и статью) Анна Шахова спела арию Саффи. А меццо и сопрано Марина Демидова и Надежда Федосеева вышли   в «спетом» дуэте Арсены и Мирабеллы.
Любопытно, что знаменитые куплеты князя Орловского в первом отделении исполняла  великолепная Ольга Дё ( по решению постановщика,  сейчас оперетте на нашей сцене  возвращен первоначальный авторский замысел: Орловский-женщина),а во втором   лихо спел  живая история театра  Леонид Сметанников.
Как всегда, была  артистична Оксана Колчина,  показавшая задорные куплеты Адели.В Чардаше Розалинды ( Ольга Кочнева) мы, к сожалению ,не смогли  разобрать  ни словечка. Зато куплеты Омоная из «Барона», спетые прекрасным драматическим актером,  вокалистом  с колоритной внешностью Романом Граничем, поданы как на блюдечке ( как сказал бы Твардовский, «вот стих
и, а все понятно, все на русском языке»).
Удался  и Терцет из оперетты «Летучая мышь», когда Розалинда провожает мужа в тюрьму.Финал 2 акта «Мыши»  под занавес концерта исполнили почти  все участники, включая хор театра.Вел программу  тоже легкий , остроумный Виктор Демидов.
Одна  из пьес, мастерски  сыгранная оркестром, называется Вечное движение.Пожалуй,  это лейтмотив всего концерта Штрауса-Страуса. Музыка, пьянящая без вина,  лучи тепла и радости, греющие   без огня, фейерверк,      сверкающий шумным и веселым  огнем. Бьет прямо в сердце,  без промаха.  Пострадавших нет, равнодушных   - тоже.
                                                                                                                                                           
Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments