irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ФЕДИНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ. Выставка участников поездки на юг Франции






МАГИЯ МЕСТА: ОТ ХВАЛЫНСКИХ ГОР ДО ЛАЗУРНОГО БЕРЕГА
В литературном музее им. Федина открылась выставка саратовских  художников-участников поездки  на юг Франции по местам импрессионистов и постимпрессионистов «Магия места: от Хвалынских гор  до Лазурного берега»
Ни для  кого  не секрет, что Русский серебряный век живописи зародился на Саратовской земле. Имена художников  Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Кузнецова, Петра  Уткина, скульптора Александра Матвеева – это  имена  наших великих земляков. Согласно теории Льва Гумилева, пассионарность,   она  отмечается «появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью (пассионариев), способных к сверхусилиям, сверхнапряжению». Наши художники начала прошлого века    стали «пассионариями»  Русского Возрождения, создателями саратовской школы живописи.
И Петров-Водкин, и  Кузнецов, и  Борисов–Мусатов, получив серьезное академическое образование, ездили во Францию и    испытали  там  сильный эмоциональный «удар» от знакомства с  импрессионизмом и только набирающим силу постимпрессионизмом. Они  сумели нащупать свой путь в искусстве, но мощный  творческий импульс  от   прекрасной Франции  все же получили. Какой именно?
Это  предстояло  узнать группе художников из школы пластического формообразования заслуженного  художника России Владимира Мошникова,   отправлявшейся на  пленэры  Лазурного берега.  Согласно Манифесту, составленному когда-то двумя молодыми талантливыми   лидерами  «хвалынского движения» Павлом Маскаевым  и Владимиром Мошниковым,  самое важное для них  «пластическая организация художественного произведения» и «создания в нем  особого поэтического мира, построенного  по законам гармонии  и красоты». Проще говоря (цитирую искусствоведа Валентину Бородину из  статьи о  творчестве Елены Мальцевой),  им достаточно «десять взглядов на холст, один на палитру, полвзгляда на натуру», и    «непосредственные впечатления претерпевают… преображение».
Преображение – самое точное и емкое определение  творчества мошниковцев. Уже больше 30 лет  они проводят августы в Хвалынске, среди округлых меловых гор, стройных могучих сосен, на берегу широко разлившейся здесь Волги.  Окрестный пейзаж рождает особое  художественное видение. «Красота и гармония» оживают   на бумаге и холсте. И вот осенью  прошлого года, после «очередного Хвалынска», группа   саратовских художников  едет   на юг Франции, в Прованс. Туда, где бывали Огюст Ренуар и Клод Моне, Анри Матисс и Поль Сезанн, Пабло Пикассо и  Марк Шагал, Хаим Сутин и Пьер Боннар.
На Лазурный берег  отправились мошниковцы Елена Мальцева, Светлана Лопухова, Ольга Гудкова, Александр Ульяничев, Алена Черемисова, Наталья Полуконова, Светлана Четверухина, Анна Мельникова, Елена Игошина, Виктор Котов, Александра Каспранова, Татьяна Кубанкина, Людмила Решетникова, члены их семей и   культурный обозреватель Ирина Крайнова. Благодаря  объемному, разработанному  до деталей «артплану» (его составила со своим  научным  подходом к делу организатор поездки  профессор Полуконова) за 10 дней удалось  увидеть очень много. Побывать в Ницце  в музеях Матисса и Шагала, в «городе фиалок» Турет-сюр-лу и  в  Сен-поль-де-Вансе, на могиле Шагала,  в Капелле четок Матисса в Вансе и  в Кань-сюр-Мере, где в тени старых узловатых олив  раскинулось имение Ренуара – его последний приют. И–  в  соседнем карликовом государстве Монако, а   кто-то  еще успел   доехать  до Канн и посетить музей Пикассо в Антибе.
Жили  художники в живописнейшем  городке Вильфранш-сюр-мер,  в чудной, защищенной от всех штормов  бухте невозможно лазурного цвета.  Пленэры   на берегу, «под небом голубым»,  или  на горных улочках, откуда открываются захватывающие   панорамы  Средиземноморья и  Приморских Альп… Магия места  буквально  окутала   художников. Как  их великие русские  предшественники, как   когда-то гениальные французы,  добравшиеся, наконец,   из серого дождливого Парижа  до ослепительного солнца  и  сияющего моря, ученики Мошникова   получили  ощутимый «удар» светом и цветом.
В те дни в  центре Ниццы (где  так много соотечественников)  открывалась Русская театральная школа. Основала ее выпускница  нашего СаТИ, актриса, педагог Наталья Кокушкина. Там  преподают   русский язык  и литературу  еще две саратовчанки  - Алина Безродни и Светлана Сурженко. С их помощью удалось устроить творческую встречу  с  саратовскими  художниками. Они провели мастер-класс  для учеников  Школы и   показали экспресс-выставку работ,  написанных  за четыре  дня на Лазурном берегу. Еще без рам и паспарту, разложенные  на столах и  на полу, как где-нибудь  на просмотрах в Хвалынске, полные солнца, цвета и энергетики юга, эти  картины и рисунки   очень понравились посетителям и педагогам-художникам Школы.
Динамичные   цветовые «мозаики» Елены Мальцевой и  светлый ветер,  веющий с    холстов Светланы  Лопуховой, мягкая переливчатость пастелей Ольги  Гудковой и стройная законченность  миниатюр Александра Ульяничева.   Очень разные техники Виктора Котова и  нежный мазок,  глубокий колорит Светланы Четверухиной.   Волна Натальи Полуконовой, написанная с  добавлением морской воды, - она словно движется, набегает на берег…
Теперь  все  работы участников поездки   закончены, оформлены, появилось  много  новых  произведений. Часть из них   представлена  на выставке в литературном музее им. Федина. Солнечным светом,радостью бытия, всеми красками щедрого сентябрьского юга наполнили свои произведения вернувшиеся из «лазурного рая» художники. Импульс, который дал им Прованс,  преобразился, переплавлавился в новое художественное пространство, по-прежнему длящее  мусатовско-кузнецовскую  линию.
Как говорит  лидер движения,Владимир Александрович Мошников, все  в мире повторяется.   В начале прошлого века наши художники отправились учиться   новому искусству во Францию и -  сумели  найти свой путь  живописи. Теперь  на французских пленэрах побывали  продолжатели  традиций  саратовской школы.  И «продлили линию через себя и свои ощущения» между   миром европейского и русского    постмодернизма. Через сто  лет.
                                                                                                                                                                                                 Ирина Крайнова
P.S. На  открытие  выставки в тесные залы музея набилось множество народа. Картины разместили в трех залах  на временных стендах среди основной экспозиции.
Говорил  о продолжении традиций хвалынцев  и создании новых  основатель движения   Владимир Мошников.Рассказали  о своих ярких впечатлениях  участники поездки Светлана Лопухова, Елена Мальцева, Светлана Четверухина.Организатор ее Наталья Полуконова вспоминала , как ее почти утопический  замысел воплотился в жизнь. Актер   и художник Павел Никитин поздравил с   такой серьезной выставкой и подивился, как нам удалось выжить и  даже сдружиться в очень  непростых бытовых условиях. Теплые слова услышали  и наши  художники ,и автор дневника путешественника  Владимир Игошин от  «русской француженки» Луизы Московской. Меня  так совсем заворожила облачная страна Мальцевой, ночной город Четверухиной, таинственное свечение Гудковой...


Магия места 199.JPG
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments