irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ НА КАРАНТИНЕ.Балаганчикъ,Кабуки

С ВОЛХВАМИ, СЯМИСЭНАМИ,  ПОЛИФОНИЕЙ. Часть1
       
  Дары  волхвов.jpg Театральные заметки  на «удаленке»

А что остается? Спектакли   "издалёка" тоже интересны, хотя  эффект присутствия – главный театральный эффект - тут  как раз  отсутствует. И  оттого, как в лупу, видны все пережимы, иногда оправданные игровой природой театра, а   порой  - избыточные.

С волхвами
Волхвы.Согласно евангельской истории, восточные волхвы (маги, мудрецы, звездочеты), увидев в небе звезду, растолковали ее, как знак рождения нового царя. Пройдя длинный путь, они находят Марию с младенцем, признают его как нового мессию и приносят дары -  золото, ладан и смирну.
Пропустила в свое время  из-за  плотного графика рождественскую сдачу «Балаганчика» - «Дары волхвов» по О.Генри. А  потом они  никак не вписывались в мое театральное расписание. Запись спектакля  дала возможность увидеть любимый театр и его актеров  хотя бы дистанционно.Настоящую литературу в театре драмы ,музыки и поэзии ценят. И у них  традиционно замечательные рождественские постановки. Актер и начинающий режиссер Данил Шувалов   продлил  этот ряд, выбрав  для постановки новеллу классика американской литературы. Написана в
1905 году в самой старой таверне Нью-Йорка — «Pete’s ».Опубликована в сборнике «Четыре миллиона».  Типичный для автора пример рассказа с неожиданной развязкой.
Это была    курсовая работа бывшего студента   Татьяны Кондратьевой и Виктора Мамонова, и  выросла она   в  увлекательную  фантасмагорию. Казалось бы, речь   идет о простых  истинах: ни  златые горы , ни высокие  ступени Олимпа не заменят искренней привязанности и  любви,  они выше золота, власти и  славы.
Как замечает О, Генри, «волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они -то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры». О,Генри   не был бы блестящий юмористом, если бы  при  этом  не добавил: «может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности».  Молодая пара снимает восьмидолларовую квартирку,  и,  отдавая лучшее, что имеет, ради подарка своей половинке (Делла  - роскошные каштановые волосы, которым могла бы позавидовать царица Савская, Джим  -  золотые часы, годящиеся даже царю Соломону  ), лишена  такого «оговоренного права». Но все сокровища мира  не стоят  даров этих двоих.
Помню «Дары» в школьном учебнике, на английском языке,  они всегда  шли в паре с более грустной , но  не менее  волнующей  историей двух  нищих подруг-художниц («Последний лист»):  одна заболела пневмонией и хотела умереть вместе с облетевшими листьями, а  «злющий» старик художник спас ее, нарисовав«последний лист» плюща и  тайком прикрепив  его вместо   унесенного ветром. Если б режиссер поставил рассказы  в такой связке,  прозвучало  бы  и убедительней, и трагикомичней -  как у О,Генри. И  даже рифмовалось  бы  с постановкой двух поэм Пушкина в том же театре.Но наши  «Дары волхвов» привязаны были  к детскому празднику ,  здесь достаточно и  одного рассказа.
Поначалу  чуть преувеличенно веселится ( излишне «театрально») Михаил Юдин,  превосходный комический актер.Но постепенно мы «входим в ритм» постановки, а  Миша умеет быть насколько  забавным ,  настолько и  трогательным.К  тому же он здесь Художник,  из-под его фломастера  на стене  появляются елка, снеговик, веселая физиономия  Деда Мороза. Несколько рисунков остаются в тени,  и  ,к нашей досаде, видеокамера не может    хорошенько  их показать.
Черно-белое решение спектакля (тоже режиссерское)  тонко и графично ,оно четко  делит мир  на Добрых и Злых.Парихмахер, чикая зловещими ножницами,уносящими красоту Деллы,  здесь почти сказочный злодей ( опять же лицедей Юдин),  а снежинки (Ирина Ткаченко, Ольга Лапшина) ,порхая в современных ритмах,  принимают сторону  влюбленных.
В центре внимания  двое - нежная маленькая Делла  (немного  она и   похнычет по поводу отсутствия денег , не  без  этого) и ее чудесный Джим. Скромность и достоинство -  так кратко характеризует автор   своего героя. Я бы добавила еще   - надежность. Именно таким     увидели мы Джима Александра Кравцова.  Законченный однолюб,и  какая любовь светится в его глазах…Мало кто из  актеров может передать ее так трепетно..
Вместе с Елизаветой Симагиной  они составили   славную пару .Каюсь,одну минуту я жалела, что роль  юной Деллы  не  досталась актрисе с более лирической внешностью . Но  только  одну! Лиза, которую мы привыкли  видеть   яркой исполнительницей характерных ролей,  здесь просто  преобразилась.  Тиха и мила,как снежинки, падающие за окном. Танец  любви  словно написан для  нашей пары.К сожалению, не увидела новогодней интермедии, где два «вечных двигателя» сцены   Михаил Юдин и Юрий Лапшин соединили свои  усилия у праздничной елки.  Спектакль  после  всех утренников зажил  своей, отдельной жизнью.  подходит он  и старшеклассникам.
С сямисэнами
Благодаря  Посольству Японии  мы увидели спектакль  настоящего   театра Кабуки  (зародился еще в 17 веке) и услышала стройный лад   «игрецов»на  древнем сямисэне, расположившихся на  арьерсцене .
Сямисэн.Трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с безладовым грифом и небольшим корпусом, общей длиной около 100 см. Наряду с бивой, кото и сякухати относится к важнейшим музыкальным инструментам Японии.

Всё виртуально, конечно. Действо впечатляет  даже при пустом зале ( который нам  тоже показывают).Довольно сложно, если  не понимаешь сюжета. Пыталась настроить титры, но  они выдавали на русском и английском  только  три слова: музыка, аплодисменты и, почему-то    междометие  ох.Потому выбрала небольшое представление под названием «Такацуки» ( если я правильно его translate).Все, что мне удалось понять,  герой  такой «редиска» ( синий цвет  грима  на лбу  выдает его «злодейские наклонности»), плутоватый и  прижимистый. Ловко пьет  чужое вино из сандалии, но не спешит подставлять свою флягу  щедрому встречному.Сценка забавная, герои очень смешные.В сильном гриме, в национальной одежде, с белеными  лицами  и цветными полосками  на лице.
Если актер играет  девушку или молодого человека ( в Кабуки    до сих пор  практически все роли исполняют  мужчины), лицо окрашивают белым цветом. Для более зрелого возраста   применяются  коричневые оттенки. Чтобы актер выглядел сильным и мужественным, на лицо наносят полосы.По канонам  алый цвет означает храбрость, честность, и верность,  чёрный символизирует духовность и сверхъестественные силы. Синий в данной традиции трактуется, как зло и темные потусторонние силы.
Цвета, иероглифы , движения  актеров подчинены определенным канонам. У истоков  -ритуальные танцы жриц культа Идзумо Тайся. А началось  все  с жрицы Окуни, которой теперь поставили памятник . Самый первый состав театра -  сплошь женский  - выступал перед самим императором. Но постановки были приземленные, некоторые актрисы занимались   «первой древнейшей профессией».   И  тогда сегунат Токугава издал запрет на  женщин-актрис. Постепенно национальные танцы, исторические сюжеты, напряженный  драматизм действия  становятся  важными чертами Кабуки...
Под волшебный звон сямисэнов , под   мягкое звучание невидимых голосов, под плавные , переходящие в танец, движения участников,  да под раскидистой сакурой, розовой пеной окутавшей сцену,  самая «бытовая» сценка  кажется и поэтичной ,и изящной.  А член нашего ОРЯ и основатель театра «Асахи» в ВЕЛе Татьяна Чупикова написала мне, что  такой  просмотр - просто клад для артиста: очень подробная техника, смотришь, смотришь -  и оторваться  не можешь.
                                                                                                                           Ирина Крайнова, фото с сайтов


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments