irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ВЫСТАВКИ ХУДОЖНИКОВ в Радищевском и в Доме Кузнецова:НОВОСЕЛЬЦЕВ,КНИГА художника,Ростовская ФИНИФТЬ

                                               
                                   
                 ЛЕТНИЕ ВЕРНИСАЖИ

фи 2
Август принес  сразу несколько интересных выставок
В затейливой финифти
В историческом здании Радищевского музея   - выставка «Ростовская финифть XVIII-XXI веков: от иконы до украшения» ( из фондов Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»).
Фини́фть -изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке,  такой вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие не выцветает со временем,  изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий, меди — зелёный.
На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали - «финифть» - происходит от греческого «фингитис», что переводится как «светлый, блестящий камень». Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей. В Ростове искусство огненного письма известно с 17 века. Соперничать с ростовскими мастерами могут только эмальеры из Лиможа. Лиможские эмали известны уже более 800 лет. Но и они очень высоко ценят ростовских мастеров, особенно их живописные миниатюры.
.Сначала  в экспозиции представлен XVIII век и   самые первые произведениям в технике финифти — церковная утварь, изготовленная в Москве. Затем центром финифтяного промысла  становится Ростов Великий.  Финифтяные иконы паломники увозили с собой на память.  Только с начала XX века эмалевой живописью декорируются  шкатулки, чернильницы, ножи для разрезания бумаги, пудреницы , флаконы. .. Появляются эмалевые портреты известных личностей – Циолковского,Ленина, Петра I.  Изготавливаются  наборы финифтяных украшений .Это очень красивое, филигранное  искусство.


фин 3

финифть

Черно-белые антиподы
В Доме Павла Кузнецова начала работу выставка «Книга художника. Россия - United Kingdom» (кураторы: Сара Бодмэн, Василий Власов, Виктор Лукин, Михаил Погарский).Это продолжение темы для музея Кузнецова : создание самой лучшей, самой эстетичной книги , где автор обычно один – сам  художник.Такая книга понятна в любом уголке мира. Все художники, которые  этим всерьёз занимаются, « знают друг друга и, по сути, образуют огромное интернациональное сообщество». Но  каждая книга художника  имеет и лингвистические особенности мироощущения, и  национальные художественные традиции.
"Авторы сочиняют текст, продумывают фактуру, рисуют иллюстрации, предлагают способ прочтения. При этом используются разные приемы и виды искусства - от классической живописи до современного мультимедиа
Впервые Artist`s Book в Англии создал Уильям Блэйк. Это было двести лет назад. Мастер делал гравюры, вручную их раскрашивал и составлял из них книги. В России Книги художника появились в начале двадцатого века благодаря футуристам, которые считали, что книга должна работать на художника. Каждая Книга художника является самостоятельным произведением искусства»,  -так написано в пресс-релизах.
Однако устойчивая британская традиция Книги художника  начинается лишь  с протестных 60-х годов, когда художники стали выпускать концептуальные  и недорогие книги, которые, тем не менее,  стали явлениями искусства.Сегодня это признанное направление, есть немало book-art центров. Книгу художника  изучают в колледжах и университетах,  проводят международные ярмарки и book-art фестивали.  Собраны коллекции таких произведений   во всех крупных музеях и библиотеках. В коллекция Тэйт-галереи   уже более 8000 экспонатов, в  музее Виктории и Альберта  -более 4000, Британская государственная библиотека  насчитывает более 1000 экземпляров,  а библиотека колледжа искусств в Челси  -более 4000,  в Национальной же  библиотеке искусств  их более 5000,.Практически,  во всех небольших  колледжах и библиотеках, связанных с искусством, тоже  имеются небольшие фонды Книги художника.
Российские коллекции Книги художника также находятся   восновных музеях и библиотеках ( Эрмитаже,  музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина,  Третьяковской галерее, Русском музее, Государственной Российской библиотеке). 
Не всегда художник , создавая свою уникальную книгу, пишет ее текст.На выставке на кузнецовской мансарде представлены оригинально решенные стихи Хармса. Заглавие и  фамилия автора - на бумажном  кораблике с мышами, преследующими бедного кота.Белый кораблик  стоит на черной коробке,где тоже рисунки , антиподы белых .А вокруг– другие лодочки с его шаловливыми строками.
Забавно поданы  здесь летающие насекомые  - симпатичные, в ситчик, они заполняют всю голубую вертикаль листа, оставляя для текста совсем немного места (извечная места книжного иллюстратора!)Книга может быть и  изысканным цветком на дивном женском лице. И может состоять из одних нулей: названию  «Зеро» отвечают одинаковые ряды  ее выпуклостей, как в книге Брайля.А может  сложится из шероховатой  бумаги, парусины и бечевы.Или походить на обгоревший, в «дырах времени» манускрипт,в который раз подтверждающий, что рукописи не горят, особенно  самые любимые!
«Как известно, воздух состоит из молекул. Молекулы - это такие разноцветные шарики, которые улетели в небо от крошечных гномиков.
Невооруженным глазом трудно рассмотреть молекулы воздуха! Но если хорошенько потереть глаза кулаком, или треснуть в лоб березовой палкой, то можно увидеть их разноцветное кружение»,
- вот ведь, и такую Книгу  сумел сотворить один из ведущих наших  художников Книги 
Михаил Погарский.. Очень занимательная выставка!


Книга худ 1

Картинщик и портретист
Персональная экспозиция Ивана Новосельцева открылась к его столетию в Радищеском музее. Ретроспектива с  середины 1930-х  до второй половины 1980-х годов. Из коллекций Радищевского музея, саратовских музеев и Энгельсского краеведческого,  из собраний семьи и друзей художника.
Год рождения художника – 1914-й, год начала  Первой мировой войны.  Погиб  отец, не увидев сына. Студентом Одесского художественного института  уходит на фронт его сын Иван, но уже на другую войну  - 1941 года. Прошёл   всю,от первого до последнего дня, от  пехотинца и до гвардии майора.До войны  учился в Саратовском художественное училище у самого. Юстицкого, у Миловидов и  Белоусова.  Но доучиться не  смог из-за материальных проблем. После войны Иван  возвращается  в  родной город
Он  был, что говорится, убежденным реалистом.Мастер жанровой живописи,всегда  писал историю своей страны: деревню,  войну , тяжкий крестьянский труд.Не все  картины Новосельцева художественно ценны, но уже сейчас очевидно, что  эти две в истории живописи останутся: «В дни коллективизации» и «Матери. 1941 год».Художник «показал «великий перелом в деревни» изнутри, представив его, как настоящую семейную трагедию…Сохранилось большое количество этюдов и эскизов, по которым можно составить представление о том, как рождался и трансформировался замысел, как долго и вдумчиво художник искал необходимые характеристики персонажей, выстраивал композицию….Картина не сразу «прошла» на республиканскую и всесоюзную художественные выставки. Она не вписывалась в общепринятые каноны советского изобразительного искусства».
«Матери. 1941 год». Художник воспоминал о том, как  «…распрощавшись с родителями за селом … оглянувшись, увидел мать – она бежала вслед за сыном, что-то крича, плача, и вдруг, как подкошенная, упала на пыльную, выжженную солнцем дорогу». В  картине художнику создает  обобщённый образ женщины, матери и жены. Той, что любила больше всех и умела ждать, как никто другой.
Мастер портрета, он постоянно  создавал  этюды к своим большим картинам– меткие,выразительные,ухваченные характеры.Собственно портреты Новосельцева  изображают  семью и  друзей. Один из лучших, самых светлых и оптимистичных– «Портрет сына».Автопортреты он  писал всю жизнь.  Они точны психологически и живописно зрелы. Он был цельным и сильным мастером. Его искусство- как документ эпохи, простой, как правда.
                                          Ирина Крайнова

novoselcev1_
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments