irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

МУЗЕЙ-УСАДЬБА БОРИСОВА-МУСАТОВА. Самая большая за полвека выставка художника



                            НАШ ТИХИЙ ГЕНИЙ
«И теперь редактор и ведущие программы "Наблюдатель" отдали дань тихому гению, показавшему путь через высшую тонкость символизма к прямой речи авангарда». Прочла  я   описание телепрограммы с любимой ведущей Фёклой Толстой.
В передаче вместе с умненькой Фёклой участвовали профессор Борис Соколов, завкафедрой истории русского искусства РГГУ Илья Печенкин и наша умненькая  Эля – Элеонора Белонович, директор музея-усадьбы Борисова-Мусатова. Мне казалось, что  благодаря Элеоноре и ее сотрудницам, ведущим большую-пребольшую просветительскую работу , я   уже знаю всё  про нашего великого символиста, его семью, окружение…Выпуск «Наблюдателя» в честь 150-летия художника «Судьба Борисова-Мусатова»  сильно встряхнул, дал пищу уму и сердцу, поставил вечные вопросы. Что  «открывает», а что «закрывает» в серебряном веке русской живописи Борисов-Мусатов?  О чем  «тоскует»? Как  сумел сузить и сфокусировать «все темы мира» в своих картинах?
Парадоксально само высказывание Мусатова ,  чью кисть традиционно называют мягкой, нежной, изящной: «Чтобы учить, надо иметь упругость стали, а не мягкость морской звезды». Прожив трагически короткую жизнь,  он  выбрал путь, и с него    не сворачивал /»Я  нашел свой  мир, и  ничто уже меня  не может выбить из моей колеи»/. У Толстой собрались люди знающие и любящие.  Разговор  «наблюдателей» заворожил  блеском ума, мета
фор, прекрасным мелодичным  языком. Как сами полотна Мусатова , названия которых музыкальны.

  • «Нельзя  не думать, что  он видел Мане, что видел Сезанна…»(Фёкла Толстая)

  • «Отзвук французских живописных традиций ,переплавленный в горниле Москвы, Саратова…»(Павел Печенкин)

  • «Упругость стали скрыта  под шелковой, бессюжетной поверхностью  его картин…» (Борис Соколов)

  • «Здесь  есть (в картинах) момент очень красивой декорации…Он мог бы заниматься кино…» (Элеонора Белонович).

И все собеседники согласились с мыслью, что  «маленький садовод», "добрый горбун", увлекавшийся вышивкой и  фотографией, «не дожил трех лет, чтобы стать главой московского символизма». А потом, чем черт  не шутит -  «мощным ударом вышел  бы в авангард».
Но это все сослагательные наклонения .Он, проживший всего 35  лет, успел создать пленительные образы Женщины и Сада. Целых 35 лет! У творческих  людей, чувствующих свою  недолговечность в этом  мире, силы удесятеряются, работоспособность утраивается.
После такой замечательной  передачи я была вполне подготовлена к большой юбилейной выставке в историческом здании Радищевского музея «Рыцарь мечты».При поддержке Российского фонда культуры, Фонда Президентских грантов и Общества друзей музея, наконец, открылась  эта давно   ожидаемая, отложенная из-за пандемии экспозиция.
Всероссийский выставочный проект, посвященный 150-летию художника, выглядит  ничуть  не бледнее аналогичных  выставок «круглых дат»  на Крымском валу, собирающих картины не только из крупнейших музеев страны, но  и из провинциальных галерей и  частных собраний. И хотя Третьяковка и Русский музей не расстались   даже  на время  с  жемчужинами мусатовской кисти-  костяком  их основной экспозиции -  поделились  они щедро. Первая с начала 1970-х годов персональная выставка художника максимально  полно  показала творчество Борисова-Мусатова: более 100 произведений живописи и графики. Мы увидели такие шедевры, как «Окно», «Гармония», «За вышиванием»,  «Венки васильков», «Агава» (последняя поразила мое воображение еще в Третьяковке – смелой свободой  письма и непохожестью на «остального Мусатова»). Конечно, здесь же  наше собрание мусатовской живописи с  трогательно ностальгическим «Осенним мотивом». Есть  на выставке  прославленного мужа один  портрет кисти  его жены -   Елены Владимировны Александровой ,малоизвестной, но интересной художницы.
Как отметила   в своей  увлекательной экскурсии куратор выставки Элеонора Белонович,   не  обошли  они вниманием  и  фотоэтюды Борисова-Мусатова, «уникальные и самодостаточные произведения», «инструмент  для анализа , переосмысления, конструирования его живописных спектаклей». На фотографиях  - те  же лица с отрешенными взглядами, «исчезающие» в боковом свете фигуры, в тех же  старинных платьях , зачастую  -  и позах.
Благодаря выигранному гранту представлены  еще  картины Мусатова  из Астраханской картинной галереи имени П.М Догадина, Вятского художественного музея имени В.В. и А.В. Васнецовых ,Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Самарского областного художественного музея, Пермской государственной художественной галереи, Чувашского государственного художественного музея .
На отданной  под слайды музейной стене -  меняющиеся, сильно увеличенные «Водоем», «Изумрудное ожерелье», « Автопортрет с сестрой» не проигрывают - напротив, «держат» ее, создавая  ощущение старинных фресок. Эля рассказала малоизвестный факт:  художник  подготовил большие эскизы для росписи особняка Дерожинской (на минуточку,проект  самого Шехтеля!).В последний момент купчиха отказалась  от  этой идеи . Хотя    «весь его своеобразный и благородный стиль, его серебристые, тихие краски ожидали стен, широких поверхностей, чтобы развернуться с полной силой», по словам Александра Бенуа. Как жаль!..
Не  знаю, кто  первый назвал Виктора Эльпидифоровича тихим гением, но  очень точно.Андрей Белый, похоже, ничего  не понял в картине «Осенний мотив» , в  ее поэзии «убывающей любови»,  хотя  посвятил ей проникновенные строки. ««Любезная сердцу картина!/Вся в белых, сквозных кружевах,/мечтает под звук клавесина…/Горит в золотистых лучах…»
Вернисаж  был закрытый,камерный,уютный. Маски у  публики  -   не «на глазах», а на носах -   добавили  момент театрализации и  излюбленной мусатовской карнавальности.
                                                                                                                                                                                        Ирина Крайнова






P.S. Андрей Белый, «Объяснение в любви» - написано под впечатлением картины В.Э. Борисова-Мусатова "Осенний мотив"


Сияет роса на листочках.
И солнце над прудом горит.
Красавица с мушкой на щечках,
как пышная роза, сидит.

Любезная сердцу картина!
Вся в белых, сквозных кружевах,
мечтает под звук клавесина…
Горит в золотистых лучах

под вешнею лаской фортуны
и хмелью обвитый карниз,
и стены. Прекрасный и юный,
пред нею склонился маркиз

в привычно заученной роли,
в волнисто-седом парике,
в лазурно-атласном камзоле,с малиновой розой в руке.                                                                                                     

«Я вас обожаю, кузина!
Извольте цветок сей принять…»
Смеется под звук клавесина
и хочет кузину обнять.

Уже вдоль газонов росистых
туман бледно-белый ползет.
В волнах фиолетово-мглистых
луна золотая плывет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments