irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

СаТИ - САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ. Золотые его кадры

Горюнова 1.jpg

              ДЕКАН, ДИРЕКТОР, ПРОФЕССОР… ЖЕНЩИНА, НАКОНЕЦ...
Директора Театрального института Саратовской консерватории (с 1983 по 2020 год! – только-только оставила эту должность), профессора Наталью Петровну Горюнову наградили Почетной грамотой Президента России «за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность». Была награждена и  нагрудным знаком Министерства культуры РФ "За достижения в культуре". Ее имя включено в энциклопедию "Одарённые дети - будущее России" (рубрика "Учитель"). Лауреат театральной премии «Золотой Арлекин».
Соединение «развития пластических возможностей исполнителей с воспитанием  драматических артистов» – основная задача преподавателя танцевального искусства. А декан театрального факультета консерватории Собинова, позже – директор театрального института Горюнова,  по своей второй  профессии  - хореограф. Участвовала в создании многих студенческих дипломных спектаклей: «Диоген» . Рацера и  Константинова, «Свадьба Кречинского»  Сухово-Кобылина, «Бедность не порок»  Островского ,«Живой портрет»  Моретто, «День рождения инфанты» Уайльда,
«Мнимый больной» Мольера, «Прощаясь с вами, мы танцуем»   (пластический спектакль ), «Целуй меня, Кэт» Портера . А также  - студенческого пластического спектакля "Dance-class Алексея Зыкова" и танцевально-пластического спектакля-концерта "Любовь и танец: новое поколение".
Когда еще СаТИ был факультетом, а  в Саратове выходил  отл
ичный театральный журнал «Рампа», я написала о Наталье Петровне статью «Роман с деканом».
«Для хорошего романа нужны  как минимум два действующих лица.  И  они тут наличествуют. Он и Она,  крепко друг друга любящие.  Ему уже 25 –расцвет жизни и творчества. И все эти годы Она рядом – симпатичная, добрая  и строгая, когда нужно.  Так говорят  о них уважаемые  люди факультета –  профессора и доценты.  И вот уже четверть века роман  театрального факультета консерватории и его бессменного декана профессора Натальи Петровны Горюновой продолжается».
Спрашивала Наталью Петровну о  ее«дофакультетской»  жизни.
" - А ее и не было,  - ответила она просто, без рисовки.- Я с 1961 года в театральном училище, которое потом стало факультетом. Вся жизнь тут. Окончила училище, стала  преподавать..."
Ее отчим Закир Курамшин танцевал в оперном театре характерные партии (например,   Нурали в «Бахчисарайском фонтане»). Выступал  и в оперетте,  потом  окончил политехнический. Ни в какие танцевальные  студии девочка  не ходила, однако   в классе восьмом Наташа стала   вдруг  вести хореографический  кружок и даже … поставила балет «Красную шапочку»! Гены, однако. В старших классах у них была компания, в которой много актерских детей.  В театр ходили каждый день …«С какого места идем смотреть сегодня?  А давайте со второго акта или с монолога Шутовой!». Неудивительно, что после школы Горюнова   поступает  в театральное училище.  Тогда и помещения    еще  у училища  не было. Занимались в Доме ученых, в Доме учителя, в балетном классе на Яблочкова, который  потом сгорел. Выпускал  их   известный мастер Дмитрий Лядов. И был замечательный педагог по хореографии, Анна Алексеевна Петрова. Она сразу выделила  талантливую  девочку, предложила   работу. Наталья  и вела два года курсы студентов. Окончив  еще и Ленинградский институт  культуры  по специализации балетмейстеров-педагогов профессиональных театров, возвращается в Саратов  - теперь уж  насовсем.
Все  эти  годы Наталья Петровна (она еще  долгое время возглавляла кафедру специальных  дисциплин) вела   классический танец  на курсах Александра Галко и Риммы Беляковой. Все же «классика -  основа всех «движенческих» дисциплин, за исключением акробатики», -  считает профессор.  И вот еще что важно: «в принципе, хороший, способный студент – это и хорошо танцующий студент. Тело  – тоже  важный  инструмент актера, кроме мимики, жеста, слова».
Любит повторять  этот афоризм  профессор  Горюнова:
«Талант на 10 процентов состоит из способностей, а на 90 – из труда. Студентам на  нашем факультете приходится  очень много работать.  Кто не работает, тот не растет, даже способный.  Прекрасный актер и педагог Авангард Леонтьев несколько раз приезжал  к нам на мастер-классы. Так вот, он попросил отчислить после  второго курса 8 человек! Я тоже считаю, что лучше меньше, да лучше…Когда  люди не хотят учиться и занимают место, вот  тут я жестокий декан.. Научить творческой профессии нельзя   - можно научиться. Если есть желание. Но  уж те, кто остались, дают результат..».
Когда мы делали то давнишнее интервью,  ремонт  учебного корпуса занимал все мысли тогдашнего  декана. «Начавшись как косметический,  он перерос  в грандиозный, капитальный. Меняя перекрытия на чердаке, строители  обнаружили,  что  они  вообще чудом  не обвалились. Здание  перебрали почти по кирпичику,ремонтировали  , основательно…» Все происходило   ее на хрупких плечах ..Как отлично  СаТИ выглядит сейчас, все  мы знаем.
« Это  же твой ребенок,  факультет, только большой…Я знаю его слабые и сильные стороны. Я люблю  этих людей, могу и хочу создать им такую атмосферу, …чтоб им было комфортно, хотелось приходить на работу. И  ребята   должны  хорошо себя у нас чувствовать», - говорила мне Наталья Петровна.
А   вот что рассказала  Любовь  Николаевна Баголей, заведующая кафедрой мастерства актера.
-Меня учили  танцевать Маргарита Владимировна
и Наталья Петровна ..Мне  было  очень тяжело вначале: не было «шага», "батмана", сколиоз к тому же. Постепенно  мое  тело выправлялось  и делалось красивым. Даже агрессивность, привнесенная из внешнего мира, исчезала в нас. Ее выправка,внутренний покой, уверенность,  необходимая жесткость переходили внутрь нас. Поступают к нам  студенты, очень глубокие, талантливые,  эмоциональные, но выглядят, как обрубки.Не умеют повернуть  красиво  голову,руку поднять. Через два  года, благодаря ее усилиям, они  превращаются в белых  лебедей...
А как она умудрилась собрать  нас, преподавателей,  в 90-е  годы, когда  не было  зарплаты, сформировать  хороший коллектив. Как  она учила принимать позицию другого, аккуратно   так «прикрепила» друг к другу…Мы же творческие  люди, у  каждого есть свои амбиции… Бывают у нас и  споры, неприятие. Но все  шло на созидание. Замечание делали  не для  того, чтобы  задеть, а пробудить стимул исправиться.
Был у меня еще сложный период: работать здесь и в театре,  надо учиться еще. Но Наталья Петровна всегда давала  мне возможность уехать  на учебу в Питер,  в Москву, закончить магистратуру».
Ее труд оценен по заслугам,  любят ее дома, в семье (по секрету скажу, что муж влюблен в свою  симпатичную и  строгую жену всю  жизнь).Многие ученики   Натальи Петровны   Горюновой тоже избрали дорогу  хореографа-педагога.  Человек 15 таких  наберется.  Теперь они продолжают дело  Горюновой в столичных вузах.И  не только. Прошлой осенью во Франции мы повстречались с другой Натальей Петровной - Кокушкиной, одной из любимых учениц Горюновой. Она открыла в Ницце Русскую театральную школу, где учит танцу и драматическому искусству!
Думаю,   что  роман   СаТИ и  его первого  директора тоже  еще  не окончен.

                                                                                                                                                                              Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments