
ОСЕНЬ в ИСТОРИЧЕСКОМ ПАРКЕ
Собиралась туда несчетное число раз – по количеству присланных пресс-релизов – но все как-то не складывалось. А тут вырвалась, наконец, из «домашнего плена» - и все успела. Презентация второго тома книги «Летописцы-Победители.Имена и судьбы» (книга – итог работы Саратовского регионального отделения СЖ России над одноименным проектом , грант президента РФ). Международная книжная ярмарка «Волжская волна» (на ней, собственно, и проходила презентация). Там же - фестиваль археологии и реконструкции «Укек».
Презентация второго тома шла не в специальном зале, а прямо посреди ярмарки, на маленькой сцене. Народу очень много, даже наш любимый фронтовик и журналист Аркадий Александрович Богатырев (которому вот-вот исполнится 95!) прибыл с супругой. Люди соскучились по общению, да еще такой живой народ, как журналисты. На экране – увеличенные страницы книги, архивные материалы , выцветшие фронтовые фотографии тех, о ком рассказала книга. Председатель Саратовского отделения Лидия Златогорская делится захватывающими историями – про сына полка и его сына ( тот приехал на презентацию!), про легендарную регулировщицу в Берлине Марию Лиманскую…
Выступающих тоже много. И все- министр , писатель, военный, журналист – говорили о Памяти, о Правде нашей самой большой войны, которую обязательно нужно донести до потомков.Эту задачу и решает Книга СЖ.В первом томе были биографические справки о саратовских журналистах, то есть о нас. Во втором мы, в основном, послевоенное поколение - газетчиков , телевизионщиков, историков, дети фронтовиков - написали о наших отцах, тех, кто остановил страшную гитлеровскую лавину, неумолимо катившуюся по миру.Мы помним их молодыми, красивыми, полными сил, уверенными, что все плохое уже позади. Такими они вернулись с войны . И такими они должны остаться в памяти тех, кто придет следом за нами… Авторы книги получали благодарственные письма от СЖ и расходились надежде на скорый довыпуск тиража ( обещают еще в октябре).
Книжную ярмарку я проходила бегом, но все же успела заметить необычную выставку нашей детской Пушкинки.У них свой Бессмертный полк – книги о войне ( об этом в САРЫТАУН.АРТ расскажет сотрудница библиотеки).Усмотрела по пути стенды московских издательств с книжками для самых маленьких - и очень довольна, они и красочные, и полезные. Отобрала любимую моим Гномиком и всеми малышами «раскладушку» и развивающие издания Росмэна .
Вместе с группой возраста «сеньоров» попала , наконец, в шатровый городок –археологический Увек (Укек). 9 шатров - 9 интереснейших разделов оживающей средневековой истории.
В одном нам рассказывали о среднем росте жителей города (приблизительно 170 см русские, которые тут тоже жили, 160 - монголы), в другом - знакомились с животным миром одного из крупнейших городов Золотой Орды: да, черепа быков- объект впечатляющий! Покачавшись на деревянных лошадках за неимением настоящих и обойдя стороной песочницу с детским скелетиком ( кто ж знал, что он ненастоящий!), я перешла в шатер с подлинными артефактами: подробно изученный не так давно скелет 50-летнего мужчины и более молодой (тоже «пожилой» по средневековым меркам ) женщины. Девушка-историк так подробно описывала по состоянию костей все их болезни, травмы и жизненные передряги, будто рядом свечку держала…
Дальше пошло веселей: эта песочница была без костей, только с обломками керамики, где можно раскопать днище кувшина, фрагмент ручки сосуда , а то и целый древний кирпич, обожженный, между прочим! «Шатровый гид» сравнивала глубину культурного слоя Укека со своим ростом. А меня уже манила палатка с доспехами, русскими и монгольскими.В чем-то похожими и имеющими много отличий. И здесь наш проводник поведал немало интересного, а под конец показал две стрелы– пробившую доспехи и не сумевшую это сделать. Команда археологов проверила остроту стрел опытным путем, с помощью боевых луков…
Далее -палатки ремесленников, одна интереснее другой: кожевенники, резчики по дереву, ювелиры, художники декоративной росписи посуды , художники- изготовители узоров на ткани. Именно изготовители, поскольку краска наносилась на штампики, которые потом молоточком «вколачивались» в материю. Здесь я не выдержала и ненадолго присела. «Вколачивать» у меня получалось лучше всего, и, как ни странно, все мои пальцы остались в целости и сохранности. А вот краску намазать на шаблон - не такое простое дело.То слишком густо зачерпну, то из осторожности еле вожу кистью. И все же узор получился, и его даже видно. А еще мы с моим бывшим редактором Ларисой Кузнецовой покрутили жернов, перетирающий зерно. Справились, хоть и с трудом!
О том, что древние «прасаратовцы» любили гадать, преимущественно на бараньих косточках,вспомнила только сейчас… А ведь в истпарк, стоял на самом видном месте гадальный шатер!.. Слона-то я и не приметил. Ну и ладно, гадать все же лучше в «правильное время» на Святки.
Укек с каждым разом, с каждой новой находкой, отвоеванной у внушительного слоя земли, у плотной на нем застройки, выглядит все богаче, все весомей. Мое воображение пленили обломки амфор из Трапезунда. Любимая античность - амфоры как бы привет от нее. Хотя государство, которое их привозило,в средние века было греко-христианским.
Ирина Крайнова
