
ХВАЛЫНСКИЕ ПИСЬМА -2014 .Наивистка
(окончание,начало см. выше)
Тройка борзая глядит…
Я не была в ее мастерской два года. За это время Надежда Петровна сделала пристройку в подвальчике и развесила работы ковровым способом. Первое, что выхватывает взгляд из бесконечных картинных рядов, - мчащийся во весь опор поезд «Сапсан».Скоростной поезд автор картины видела только на фотографии дан он без линейной перспективы,как бы на повороте.Тем не менее, мчит «Сапсан» прямо на вас, ощущение ,как в стереокино. В чем здесь эффект движения, затрудняюсь сказать. Может, «виною»тут сверхмощная энергетика хозяйки галереи, передавшаяся ее картинам? Засма триваешься и на портрет смуглого мальчугана с большими темными (в бабушку!) глазами, он так аппетитно подносит ко рту румяную арбузную скибку.
Что определяет талант живописца? Не внешнее подобие, как считают дилетанты.Пластика, цвет,выразительность .Все это есть в ее картинах .Да, с перехлестом,с напором – и с каким-то своим внутренним ограничителем, который не дает превратить их в картинку, в кич.Чувство цвета еще развилось за эти годы, смелее стали цветовые вариации.Я сужу по пейзажу речного заката, где совместились желтый, оранжевый, белый и синий тона.Или эта огненная радуга над городком – она вся желто-красно-черная.То ли пожар разгорается, то ли так пылают зарницы.
Поражает воображение портрет… трех кошек.Именно портрет, а не гламурное изображение, как у иных художниц.У этих кошек есть характеры, глядят они очень осмысленно.Не кошки,а какая-то прямо «тройка борзая».
По доброте душевной, Надежда Петровна захотела и мне что-нибудь подарить. Я не решилась взять кошек – шедевр, занесенный уже во все каталоги ее выставок. Выбрала себе скромный «молочный» домик, с охристой крышей, в гамме с такими же соснами, мерно пересекающими пространство картины. Мы тщательно запаковали его в дорогу , и я потащила громоздкий подарок в общежитие.Как бы не так! Любопытные художники уговорили меня картину развернуть. Выставили на стол , ахнули и сели : «Какой колорит,какие вертикали! Шедевр!» Подозреваю, что Федоренко вообще сейчас находится в той стадии, когда пишет одни шедевры.
В художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина четыре месяца продолжалась ее персональная выставка в технике гуаши.Портреты там были изумительные. Особенно выделялся «Петров –Водкина автопортрет». На ее портрете у Кузьмы разные глаза: они разной ширины, на разной высоте,под разным углом по отношению к лицу. Кстати,одна поклонница Федоренко на полном серьезе доказывала мне , что глаза у людей действительно разные.Или кажутся таковыми с разных точек наблюдения.
« У нее даже лучше, чем у самого Кузьмы Сергеевича!»- убежденно говорит о портрете Федоренко замечательный искусствовед Валентина Ивановна Борродина. Ей я не могу не верить.
У Надежды Петровны сейчас сложный период.Нет уже ее любимого пса, с которым она ранним утром уходила на Волгу.Нет мужа , скоторым она прожила большую жизнь в любви и согласии. Он был главный помощник в их яблоневом саду и доме, где все близко к природе и потому без удобств…
Господь отнюдь не в юном возрасте открыл у Надежды Федоренко чакру творчества, дал ей этот мощный дар. Приходится соответствовать.
Она благодарит за дар Бога и землю , ставшую, ей родной.
Спасибо Всевышнему, что я живу,
Что воздухом чистым в глубинке дышу…
За то, что живу я с открытой душой,
Не пряча ни злобы, ни зависти той.
Бескрайняя мощь Надежды Петровны сбивает с ног, но по закону сохранения энергии она вкладывает ее в своих Джоконд и Пушкиных, а те передают ее дальше - нам, зрителям,делая нас, неожиданно для себя, сильнее. Так замыкается круговорот жизни. Где-то Надежда Петровна написала, что этот город « нам будет наважденьем». Она права. Такой край, такие люди.
Закончим же строками, нехитрыми, как их автор,
Жизнь прекрасна. Что же боле?
Здесь есть своя мудрость.Вспомним Франсуа Вийона :«Живи, лови мгновенья, и розы бытия спеши срывать весной». Это мудрость большого ребенка Надежды Петровны Федоренко.
Ирина Крайнова
PS. Когда я отправилась в Хвалынск, у Надежды Петровны открылась выставка в Доме Павла Кузнецова.У же вторая в ее жизни.Я заглянула в хвалынский дом Федоренко.Расписан забор снутри,полностью –цокольный этаж. Там в бесчисленных папках –графика художницы, у стен, стопками картины на ДВП.Новое веяние –живописные миниатюры на голубых плитках.Мера, вроде, вынужденная : холстов не было, от ремонта остались плитки.Но Федоренко умеет все превращать в искусство. Могучие сосны, фантастические цветы, редкие птицы и звери удачно вписаны в крошечные голубые квадратики. Их тоже уже отобрали на выставку.
Узнав, что у меня обострение с ногами,а живу я далеко от столовой, Надежда развила бурную деятельность: позвонила ни свет ни заря, оставила и голосовое сообщение, но так ко мне и не пробилась. Тогда она пришла за мной в столовую, и,не застав,настойчиво названивала, добиваясь моего переезда к ней, поближе к пункту питания.Такой город, такие люди, такая энергия снутри…


