irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

САРАТОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ.Выставка французской группы в "Звезде"

ДК Звезда и Французская выставка 014.JPG

                   ЗЫБУЧИЙ ШАР ЛИМОННОГО ОГНЯ…
«Арлезианское солнце ударило Винсенту в глаза и настежь распахнуло его душу. Это был клубящийся, зыбучий шар лимонно—желтого огня, который стремительно катился по ярко—голубому небу и заливал все вокруг ослепительным светом. Нестерпимый зной и необыкновенная прозрачность воздуха делали мир новым и непривычным...Арль лежал впереди, словно вмазанный в склон холма лопаткой каменщика, и дремал в лучах жаркого южного солнца».
Зачем  заново изобретать велосипед, составлять слова в предложения, описывая Прованс, Лазурный берег и  Приморские Альпы, если  до нас  это гениально сделал другой? Писатель Ирвин Стоун, автор лучшего романа о Ван Гоге. Каждый , кто приезжает в сей благословенный край, получает «ощутимый удар светом и цветом», по  образному выражению русского француза, известного художника Стаса-Стаса.О  провансальском цвете в его словно  очищенной красоте,  тоже есть у Стоуна:
«И куда ни глянь, всюду сверкали такие краски, что Винсент в удивлении тер глаза. Небо было такой напряженной, чистейшей, глубокой голубизны, что голубое уже не казалось голубым – цвет словно бы растворялся, исчезал. А зелень полей, расстилавшихся у Винсента под ногами, воплощала в себе самую душу зеленого цвета в его поистине безумной чистоте. Жгучее лимонно—желтое солнце, кроваво—красная почва, ослепительно белое одинокое облако над Монмажуром, розовый пушок, каждую весну окутывающий сады... этому отказывался верить глаз. Разве мыслимо все это написать! Разве в силах он заставить кого—нибудь поверить, что такие цвета существуют на самом деле, если его кисть и перенесет их на полотно! Лимонно—желтое, голубое, зеленое, красное, розовое – природа захлестывала его неистовой выразительностью этих пяти красок».
А потом пшеничные поля с  исступленным солнцем, лиловая земля и иссиня-лимонное небо в неистовой пляске вангоговской кисти захлестнут и нас, зрителей. Такой же «двойной удар» как он сам,   как Стас, приехавший  на юг Франции из дождливого Львова и  только здесь  понявший , как писать  море и солнце, получают все художники. Разительна меняется палитра  и наших, саратовских –мошниковцев, побывавших  ровно  год назад в прекрасной Франции.
Еще одна выставка «по следам» французского турне открылась в Саратове, в ДК «Звезда». Несмотря  на «дальнюю даль» (район Московского шоссе), дом культуры живет  интересной культурной жизнью, его коллективы часто награждаются на различных конкурсах. Достаточно сказать, что здесь работают такие творческие    личности, как  Ольга Грекова –  серьезный художник, член Союза художников России,  и знаменитый Сергей Шалимов– руководитель коллектива «Серебряный перезвон». Музыканты поздравили художников с вернисажем и  уже по собственному почину поиграли  немного в Большом  зале. Что очень  хорошо: торжественного открытия экспозиции не было все  из-за  той же     нескончаемой пандемии.
Доехали в отдаленный район - из-за  занятий с учениками, болезней, других  важных обстоятельств -  всего-то  три художника ( из 14 участников), те,  что  не получили классического образования в боголюбовском училище,  но  успешно занимаются в школе пластического формообразования Владимира Мошникова. Поскольку не  было руководителей школы,   мне пришлось выступить , да еще  взвалить на себя бремя теории (что не очень  люблю, а уж  видеозаписи - с остановками, с  репликами руководства ДК  - тем паче). И снова протянуть эту ниточку через два века: не было б Алексея Боголюбова – не было б Радищевского музея  - сокровищницы живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства – не зародился бы «серебряный век» в нашем  городе – не сложилась  бы саратовская школа живописи, традиции коей продолжены и развиты  Павлом Маскаевым, Владимиром Мошниковым,их учениками.
В начале прошлого века наши художники отправились учиться   новому искусству во Францию и - сумели найти свой путь живописи. Теперь на французских пленэрах побывали продолжатели традиций саратовской школыИ «продлили линию через себя и свои ощущения» между   миром европейского и русского    постмодернизма. Ведь и великие французы   (и ставшие французами) рубежа XIX-XX веков: Огюст Ренуар , Клод Моне, Анри Матисс , Поль Сезанн, Пабло Пикассо , Марк Шагал, Хаим Сутин, Пьер Боннар,а  в первую голову - Ван Гог, -  все  они ездили за солнечной энергией юга.
Это уже третья выставка участников поездки (первая – «экспресс», проходила в Ницце,  на открытии Русской театральной школы, вторая  - в Фединском музее).Некоторые работы  «дописывали» уже сейчас.
Прованс высветил лимонно-розово-лазурными    бликами более темную  палитру художницы Светланы Лопуховой. Из-за большой занятости Света не могла передать свои работы, тогда  я села в такси и потащила ее «Девушку на берегу» хотя  бы  на вернисаж. Она должна быть среди наших «французов»! К счастью, фигурки  на картинах постмодернистов весьма условны,  никто  не признает маленькой  моей, рифмующейся  с  сильно увеличенным цветущим  кустом.
Стали свободнее, смелее,  и в то же время  -    крепко сбиты композиционно произведения  Натальи Полуконовой и Светланы Четверухиной. Пленительно розовые  тона притягивают взгляд  на картине старого города первой и   переливчато голубые  - в горах и далях последней. Александр Ульяничев и Ольга Гудкова – профессионалы, они  много и сложно работают с освещением,  звучанием  тонов картины. И если краски Оли будто плавятся, мерцая в лучах немилосердного солнца,  то Саша, самый  молодой  в нашей группе, словно  играет  плоскостями, объемами и цветами.
Большие просторы коридора ДК (вместо   скученности  литературного музея) позволили куратору выставки Ольге Грековой развесить картины привольно  и  очень продуманно. Мама и дочка Алена Черемисова и Соня (6 лет) получили отдельный уголок. Алена -  художник, педагог, дизайнер, ее  картины тондо мозаичны, изящны,  наполнены цветами и звуками  Лазурного берега. Сонечкины работы красочны,  броски и хорошо «держат стену». Тут есть и камешки, которая маленькая художница расписывает на свой лад (один будущая знаменитость  подарила    мне). Людмила Решетникова - врач по профессии, ее пленили королевской статью  и  кружевом убора  пинии  французского побережья.
Татьяна Решетникова (педагог), Александра Каспранова и Елена Игошина (учились на архитектурном факультете ) рассказывали о впечатлениях  от поездки на фоне своих картин. Татьяну  покорил наш Вильфранш-сюр-мер, поистине райский уголок (хотя бытовые условия были у нас не такие уж райский), чему  посвящены ее работы. Сашу впечатлил Антиб Пикассо, она писала его дом-музей с необычного ракурса. Елена   емко представила  картины товарищей по школе и увлеченно поделилась своими  наблюдениями. Она часто   работала в  лоджии, откуда открывался чудесный вид  на бухту, море и окрестные горы, сумев  насытить свои  полотна невозможной синью летнего  дня и   непроглядной  тьмой  южной ночи.

Пожалуй,  только  одна  наша художница  не  добавила  в свою палитру   золотых лучей и радужных переливов  юга. Поскольку  они у нее в крови. Елена Мальцева всегда  грунтует  холсты ярко оранжевым, звонко розовым или мягко лиловым. «Как старые мастера, называвшие такую цветную подложку имприматурой»  ( искусствовед Валентина Бородина).Даже  Петербург в ее исполнении  весел и улыбчив.  В поездке картины Прованса шли у нее  непрерывной  чередой, как облака , гонимые мистралем. И  наполнялись   живой, цветнОй  и светнОй  энергией,  как вечный  калейдоскоп жизни в  смене дней, недель, сезонов. Кисть Мальцевой, ее «зыбучий шар лимонного огня», не спутаешь  ни с  чем  другим.
Несмотря  на  вынужденное  безлюдье, у нас получился  хороший вернисаж. Очень украсила его   куратор -   и  сжатым, энергичным выступлением, и рассказом  о собственной  непростой жизни - уже  за рамками выставки. Ее жизненное кредо  полностью совпало с нашим: никогда не  говорите  никогда. Мысли материальны. Стоило  нам  только сильно захотеть…и вот мы уже во Франции, сказочно прекрасной и как будто  бы совсем   недосягаемой.


«Он не имел ни малейшего представления, хороши ли теперь его картины. Его это не тревожило. Он был опьянен красками», -   снова о Ван Гоге.А картины  -   удались .Его  и наши.  Великие  у  великого Винсента. Хорошие  у наших  хороших живописцев.
                                                                                                                                                    Ирина Крайнова



                                                            P.S. Выставка работает. Адрес ДК «Звезда»:
                                                                   г. Саратов, 2-й Московский проезд, д.3 Тел.38-27-47, 38-23-78
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments