irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ. Итоги спектаклей детских театров



          ДЕЙСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.  Часть 1, детская
Нет, недаром организаторы первого межрегионального фестиваля театрального искусства  негосударственных театров  дали ему название «Действующие лица» .Театр  не умер  от ковида. Он обсуждает новые пьесы,  проводит читки, репетирует и  ставит спектакли. И названия  у театральных коллективов  подходящие : «Место действия», «Действие», «Подмостки», «Лицом к лицу». Театр  живет  и действует, и даже  -  участвует в фестивалях. Наш придумал и устроил театр кукол «Лель» из маленького Хвалынска, поддержали  его тюз им. Е. Лебедева г. Балаково и  минкульт Саратовской области - в рамках Национального проекта "Культура".
«Лель» и   сам театр негосударственный, он собрал частные театры ,которые дела
ют профессионалы.Москва и Белгород , Петербург и Самара, Тюмень и Саратов,Нижний Новгород.Пусть  не в Балаково, как ожидалось,  только онлайн, но спектакли шли три  дня.     Мы с жюри отсмотрели 11 спектаклей,   хоть и  виртуально, но много спорили, принимая решения. Сначала обсудили детские спектакли, их было четыре, из них два  -кукольные.
Дуэт с котом
«Мабу»  из Нижнего Новгорода – маленький театрик  для семейного просмотра Сергея и Евгении Мавриных. Фестивальный спектакль «Добрые сказки старого кота»  располагает к себе большим  сценическим обаянием актера (Сергей Маврин) и его персонажа - деревянного Кота Боба… «147-ми  лет  от роду». Это  уникальная авторская работа Владимира Захарова – кукла  на запястье. Я даже предложила   шутливую номинацию «За дуэт с котом». Диплом лауреата фестиваля  получил в итоге сам Кукольник, отлично работавший  и в живом плане,и с куклой.
Фонарь, который наклоняет  голову и рассказывает свою историю, Скамейка может  опасно покачиваться , а еще  огромный Дуб во всю высоту -  мы не могли  не отметить  работу художника спектакля. Диплом лауреата  получил Сергей Зильберлейб.
Автор текста  «Сказок кота » не указан,   он довольно неровный. Встречаются там тонкие наблюдения про  то, что дети совсем  не умеют ждать, но  есть и весьма сомнительные вещи  про короедов или… обрубок дерева, который пролежал  на батарее 10 лет  . В крошечном зальчике театра очень теплая атмосфера,  она чувствуется даже в режиме онлайн.Зритель все  принимает  «на ура».Но  это не мешает театру все же  поискать хорошую  детскую литературу для инсценировок.
Театр милосердия
Особое отношение  у  меня к  кукольному театру «Старый саквояж»  из Тюмени. Его  художественный руководитель Сергей Каданов три  года играл  благотворительно  в Донбассе для ребятишек,напуганных взрывами и воем снарядов, у которых   война отняла детство. В подвале, на развалинах после артобстрела, на ящике из-под снарядов.
«Мой учитель Сергей Борисович Кудимов говорил: "взял детское сердечко, поцеловал и положил обратно", - рассказывал худрук «Саквояжа».  Похоже, так они  и живут. Театр играет везде, где    нуждаются в нем маленькие зрители.  В разгар пандемии, соединившись  с театром «Туки-Луки»,   тоже неравнодушным к чужой боли, «Саквояж» дал представление прямо на улице,  у ограды больницы,   за окнами  которой  сидели онкобольные дети. Предлагала  ввести  для  Каданова номинацию «За гуманизм», но  фестивали награждают не людей, а спектакли,   и тюменский театр   получил  спецдиплом «
За сохранение традиционной культуры народов России» в  спектакле «Дочь Луны и Сын Солнца».
Трудно сказать, какого именно северного народа эта легенда, положенная в основу пьесы Инне Заграевской, встречается  она  и у ненцев, и  у саами,  может,  и  еще где.Вопрос, почему солнце и луна  ходят на северном небе по полгода, не встречаясь, и  могут ли они когда-нибудь встретиться,  очень  интересовала древних людей, нашедших поэтичное тому  объяснение. Конечно же, любовное. Сказка рассказывается кукольником неспешно, подробно, со всеми  приметами фольклора  - узкоглазыми персонажами в меховых одеяниях,шаманскими  бубнами, протяжными  песнями и танцами-закличками. Я насчитала пять  планшетных кукол, три маски  на шестах , двух  шаманов – «живой план» и  - множество  мелкой «живности». Конечно, одному актеру трудно справляться с  таким обилием героев, что порой   заметно.
Фарфоровый и холодный
Еще  один театр  с детским спектаклем из Нижнего Новгорода - Театр на Счастливой .Он обитает на станции Счастливая и  не может иметь иного  названия. Спектакль «Трагедия Эдварда Тюлейна» поставлен по книге Кейт Ди Камилло "Удивительное путешествие кролика Эдварда". Трудно оценивать работу, когда перед глазами  все еще стоит  спектакль по той же  сказочной повести,кукольный,  провинциальный,  но сделанный с большой  любовью к  автору, к маленькому зрителю ,с безошибочным  вкусом и тактом (заслуженно получил «Золотую маску»).Книга  Ди Камилло -  она такая «девчоночья», замешанная  на чувствительности  литературы 19 века и ироническом подтексте  уже века 2о-го. А в театре на Счастливой чувствительность порой  подменяется грубоватостью,  ирония – прямым фарсом. Совсем  не тронула ключевая сцена с умирающей девочкой,для которой Кролик – настоящая радость,  раздражает  сильно пережимающая дочь рыбака и т.п. Есть неплохие отрывки ,пластические моменты,  маленькие  удачи( жюри отметило актрису Светлану Коробову ,сыгравшую несколько ролей), но все это  мелькает со скоростью  курьерского поезда.И  главное -  нет  счастливого преображения самого Кролика, такого фарфорового и холодного вначале,  обретения им человеческих чувств. А ведь  именно «за тем» отправила его в путешествие,столкнув с корабля, бабушка- колдунья.
Говорить - не говорить?
Спектакль, который приняли все члены  жюри безусловно ( « Лучший для семейного просмотра») , - «Нильс Всемогущий». Сыгранный  без  декораций, театральных костюмов , грима. И прочих сценических ухищрений.История, рассказанная двумя актерами с помощью зрительного зала.То,что сейчас называется   сторителлингом .    
Театр Сторителлинга Константина Кожевникова (Москва) родился вместе   с  его дочкой. И сначала назывался Студией историй.В команде, кроме основателей и руководителей, режиссер Олег Куксовский, 20 артистов.
Актер не играет, а рассказывает историю, как свою собственную. «Важна импровизация, контакт с залом – есть всего 3 секунды, чтобы понять, кто твой зритель,и подстроиться под него, а затем провести за руку по всей истории».
История, показанная  на фестивале,  создана  по мотивам сказочной повести Сельмы Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Два замечательных актера лицедействуют, меняются  ролями,общаются с залом, играют,превращая   всех  в участников спектакля.  Пользуясь оригинальным переводом с шведского, в начало истории  они выводят притчу об Удачнике и Неудачнике,  затевая серьезный   спор с  юными  зрителями. Всегда  ли надо   говорить правду? А если правдой ты кого-нибудь  обидишь? Бывает  так, что скажешь правду ,а тебе  не поверят?Но и  не говорить  ее  нельзя.!

Взрослые зрители  остро  переживали все   злоключения Нильса и участвовали в действии наравне со своими детьми. Вожак стаи Акка  (тоже чья-то родительница)  была немногословна и мудра  - точно, как у Лагерлёф. Лауреатом фестиваля  стал и актерский дуэт Матвей Матвеев - Константин Кожевников.Несмотря   на некоторые длинноты и  отдельные штампы, которых мало кто умеет избежать  (шведский орел  заговорил ... с кавказским акцентом),  несомненно ,это  одна из лучших фестивальных  работ.
                                                                                                                      Ирина Крайнова, член экспертного совета фестиваля



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments