irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ "Действующие лица".Итоги: Белгород, Петербург, Москва

       

   
                  ДЕЙСТВИЕ продолжается,
часть 2, взрослая

Вдох в прошлое
Увидела, наконец, спектакль Drama & Physical theatre  ( Москва)
«Антон Мозгалёв.«Фауст. Ритуал» . Самый именитый  среди участников фестиваля..Легче перечислить те  престижные фестивали, где он не участвовал.А   в его списке, на минуточку,  Эдинбург,  Лондон, гастроли в  Париже по приглашению самого  Пьера Кардена. «Завораживающая пластика, невероятная музыка…магический ритуал на грани реальности и сна…».
Все  есть ,как    обещано в пресс-релизе. А еще –совершенное владение своим  телом ,  ломанные мерные движения, которые я про себя  окрестила «роботопластикой», и леденящая мелодия,  механическая  даже в сцене-воспоминании о  Маргарите ( будто из музыкальной шкатулки вышла ),  и  оживающая и умирающая в его руках кукла, от которой остается  одна голова.И световая симфония, калейдоскопом меняющая цвет, раздвигающая границы тьмы  и   сужающая  их  до  светящихся вертикальных столбов, словно  прутьев  решетки. Очерчивающая круг, из которого  нет выхода.Текст Гете  последних сцен звучит то чеканным английским, то резковатым немецким, то  на русском в мелодичном переводе Пастернака Нас ночь пугает нехорошим сном»). Услышанные обрывки фраз тревожат, будят мысли. Так, выдох, – это «вдох  в прошлое»?..
Очевидцы  говорят,  спектакль,  что показывает Антон Мозгалёв «вживую», 6 часов только  устанавливая свет, и  полностью режиссируя ,  и исполняя в нем роль Фауста Уходящего, невероятен. Охотно верю.  Однако  пластика, даже такая сложная,  не дает ощущения трагедии. Яркая эффектность  зрелища несколько пригасила живое чувство, за  которым мы  и ходим в театр.  Театр Мозгалева  получил  два диплома лауреата: за лучшую мужскую роль и за световое решение спектакля.
Черное и белое
Независимому  молодежному театру  в Белгороде «Новая сцена-2» почти 10 лет.  Почти столько же  постановке по жесткой пьесе Ярославы Пулинович о сломанной судьбе детдомовки , которая  изначально там  называлась «Галина мечта» ,  в ней играла студентка, потом актриса театра .Теперь,в новой редакции  уже «Наташиной мечты», роль  шестнадцатилетней  Наташи исполняет  режиссер и  руководитель театра , ученица Иосифа Райхельгауза Оксана Погребняк.
В большой комнате , где по стенам расставлены  зрительские стулья , появляется полноватая, не первой юности женщина, которая ведет себя как девочка. Пристает к окружающим, крутится, играет с плюшевым мишкой, зачем-то примеряет фату…Все мое существо сопротивляется такой Наташе. В нашем  тюзе ее играла маленькая травести с  колючими глазами. Она и в жизни   была такой, даже  одно время из театра уходила.И другие многочисленные «Наташи», которых я видела,  выглядели примерно так же : обделенные, обозленные «пацанки».И героиня Оксаны обделенная и обозленная.Но в ней живет  огромная жажда  любви и   распахнутость миру…  Быстро забываешь и про  ночнушку ее короткую,про фигуру и про   возраст.Все это совсем неважно.  Важно лишь , что мир окрашен для нее только в два цвета – черный и белый.И даже если  в детском доме их  кормят досыта и одевают   не в рубище, никто  не научит   девчонок тонкости чувств,   чуткости, науке  различать  полутона.Чему может научить только  семья и воспитатель , но  -хороший воспитатель. Кулак  у детдомовки   - основной аргумент.если  не ты,  то тебя. Скорее взять, пока другой не взял. Уничтожить соперницу («Когда вдруг видишь, что любят, оказывается, не тебя,летишь камнем вниз»).
Героиня Погребняк   вовсе не злая. Она просто из другого мира.Где нет тайн,  и  снимки идут по кругу, как  добытые  где-то конфеты, где можно  запросто взять   чужое украшение (Наташа берет у зрителей и  другие вещи, раздавая им что-то свое,  с завидной легкостью всех вовлекая в действие  ).Местами нам  смешно, очень смешно, и говор у актрисы такой нарочитый, и старые  театральные приемы  (вроде обливания) имеют место.Но   эта Наташа «держит» меня   почти два часа,и  растет мое чувство вины  перед брошенными детьми…Моя личная, необъяснимая вина…Оксана Погребняк  получила диплом за лучшую женскую роль фестиваля.
Розовые страдания
На спектакле «Жан и Беатрис»     театра Действие поначалу  испытала некое дежавю. Спектакль  по мотивам пьесы Кароль Фрешетт поставила  худрук театра Яна  Богданова ,драматург, режиссер,  актриса. Она же  сыграла роль женщины,   добывающей  любовников весьма  своеобразным путем.И здесь героиня - странно похожая на  исполнительницу в спектакле Пулинович.Но  на  этом сходство кончается.
Пьеса с интересными  сюжетными ходами,  где есть  настоящий сюр, ( чего стоят вольно меняющиеся  виды из окошка небоскреба),  и  триллер ( притча о ноже переходит в явь,  когда гибкий, бесшумный ,восточного вида партнер  Беатрис  -Александр Синица -  вытаскивает его) , и мелодраматические повороты.

Увы,отчего-то  не сложился дуэт исполнителей  , и  героиня не изменилась ,оставшись все той же «розовой чудачкой» с бантиками, заманившей мужчину на  самый верх заброшенного  небоскреба.  Ни   обещанного вознаграждения, ни женской  в ней манкости -  хотя бы  в награду бедняге .  Возможно ,психофизика актрисы  не  совпадает с героиней пьесы .Или   была  не самая удачная видеозапись. Так тоже  случается  - по закону подлости.
В северной   столице , в другом театре эту роль одновременно сыграла наша Анна Вартаньян, ученица великой  Ермаковой, любимая актриса  знаменитого  режиссера Дзекуна. Она  куда старше,чем ее героиня Беатрис , но разве мы думаем о возрасте, когда видим перед собой неповторимых Алису Фрейндлих, Марину Неелову, Чулпан Хаматову?
                                                                                                                      Ирина Крайнова, член экспертного совета фестиваля
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments