irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

ТЮЗ КИСЕЛЕВА .Лейтенантская проза

       





        НА  НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ…
Цветы, как известно , «необычайно красоты»
На - экране цветок.Он слишком красный  на  фоне выгоревшей травы. Его кровавый отпечаток на ладонях показывает,ходя  по рядам,актриса,  и   сердце сжимается  от недоброго предчувствия…
После восьмимесячного «поста»  я -  В ТЕАТРЕ, в Камерном зале тюза,  на расстоянии нескольких шагов  от актеров. Это счастье  ни с чем  несравнимо. Его не заменишь  онлайн- трансляциями  церемоний,фестивалей, спектаклей, ни даже каналом Театр, который теперь у меня дома, где  идет все лучшее и довольно свежее.Но театр существует здесь и сейчас. Токи между партнерами по сцене и зрительным залом возникают сию минуту. Они могут случиться и  не случиться.
На сцене долгожданный, выстраданный спектакль  «Цветок  для Ниночки» по «лейтенантской прозе» Вячеслава Кондратьева («Письмо с фронта»). Пишущие об этих  ребятах рождения 20-22 года, пришедших в послевоенную  литературу со своей, «окопной правдой», правда, оговаривались, что под Ржевом,в страшном котле начала войны,  Кондратьев  еще даже  лейтенантом не был. Сержант пехоты. Константин Симонов считал , что  Кондратьев  «открыл» нового   для военной прозы  героя –  человека, который оказался «в самое трудное врем
я в самом трудном месте и на самой трудной должности — солдатской».
Традиции «лейтенантской прозы»:  обращение
авторов к собственному фронтовому опыту, интерес к личности, предельная правдивость повествования, - всё   это есть в рассказе Кондратьева, составленном    из нескольких фронтовых писем.А еще  там  есть  любовь, которая  никогда не считается  с тем, что не время-де, что вокруг кровь, страдания и  смерть… Другой молодости и другой жизни  у нас  не будет.
Рассказ Кондратьева Татьяна Чупикова, ведущая актриса тюза Киселева,   прочла еще в  юности. Переписала в тетрадь  из библиотечной книги и долго мечтала о о постановке е, примеряя на себя  роль медсестрички – предмет  любви  застенчивого лейтенанта.А к 70-летию Победы сама решилась  сделать  инсценировку и поставить спектакль, разложив его на двух актеров –Он и Она. В отличие  от известного фильма, где вокруг героини много действующих лиц и нет главного героя – звучит лишь   его закадровый голос.
«Цветок  для Ниночки» не был включен в афишу и шел в музее тюза на Чапаевской, продолжая экскурсию старшеклассников   в военную историю театра. Художественный руководитель киселевского тюза Юрий Петрович Ошеров (ученик Юрия Петровича Киселева)  сам  вел   экскурсию.  И среди  музейных стендов рассказывал историю  театра, возобновившего спектакли для детей в самое «неподходящее время» - в 43 году,  об актерах-участниках Великой Отечественной  войны, делился   личной историей:  мама Юрия Петровича  была военным врачом . Она   не перестала ждать не вернувшегося к ним  мужа и отца и  после войны. По-детски распахнутые, ярко-голубые  глаза  актера глядели  прямо в душу. Их трудно   забыть…
Потом  он вел  ребят к монитору, где фотографии молодых бравых  лейтенантов  сменялись  снимками  забинтованных, безногих  бойцов среди  белых халатов   сестричек.. Вперед выходила  немолодая, крупная женщина:  она узнала кого-то на снимке… Экскурсия  перерастала  в драматическое действо.И  Татьяна Чупикова (тоже ученица Киселева), волшебно, ничего  не делая внешне, превращалась в молоденькую госпитальную сестричку,  беря нити  повествования в свои руки. Так выглядел  проект в музее…
Не стало Юрия Петровича Младшего -  трагически  и неожиданно.Судьба  спектакля-экскурсии повисла в воздухе.На пресс-конференции нам обещали, что   постановку по пронзительной кондратьевской прозе сохранят в тюзе.Но как это будет выглядеть? Прозвучит  голос Ошерова в  записи?  Покажут видеосъемку?
В год 75-летия Победы спектакль, наконец,  перепоставили. Собирались еще  в мае, но из-за эпидемической обстановки сделали  это  только в конце ноября.И впервые   включили в афишу театра, перенеся из музея в здание Старого тюза на Вольской.И вынесли имя Ошерова на нее - как руководителя проекта, выросшего в полноценный спектакль.  Появился другой партнер  актрисы по сцене. Теперь роль юного лейтенанта Ведерникова, успевшего послать девушке только 11 писем и пропавшего   потом  навсегда, играет не только  опытный Артем Яксанов (его отличную игру я  уже отмечала), но и  совсем недавний выпускник театрального института Павел Лазарев (его мастера -Римма Белякова и Олег Загуменнов). В  его исполнении Юра Ведерников еще более робкий,  искренний , трепетный  с понравившейся   девушкой. Вместо Ошерова «экскурсию в прошлое» трогательно  ведет   еще одна ученица Киселева , завпедчастью тюза Людмила Канакова.
Монтаж декораций  пока  не закончился – здесь будут большие баннеры с кадрами кинохроники  и снимками  той эпохи. Прибавились  детали  и предметы обстановки  (художник Ольга Колесникова). Эпистолярный жанр и исповедальная интонация «от первого лица»   усиливают  щемящую   глубину и  тонкий   психологизм истории. Медсестра Нина, совсем еще девочка, не кинулась   сломя голову во фронтовой роман, как  в современных   фильмах о войне. Они врут  фальшивыми диалогами героев и  слишком  сегодняшними их  лицами.  Кондратьевская проза  пробивает  правдой жизни.  Симпатичная Ниночка, не обделенная мужским  вниманием,   ответила   на первое  письмо Ведерникова  …из  вежливости.  Привлекло  его  «обращение на "вы" и довольно связное изложение своих мыслей».
И  вообще  -  ее чувства  постоянно «заняты».Мечтательная девушка  умудрялась найти среди раненых «какого-нибудь самого покалеченного, самого тяжелого», сердце «наполнялось необыкновенной жалостью, которая довольно скоро перерастала во влюбленность», она думала, как  она  будет  ему нужна, «и, конечно, всю жизнь...». Писатель не  сочинил   душещипательную историю,   как ,став женой   калеки,  сестра милосердия  самоотверженно  его выхаживает. Нет-нет, все «влюбленности» Ниночки быстро кончались,  как    бывает у   романтически настроенных  и очень  юных  особ.
Письма  Ведерникова    открыли ей  неглупого, начитанного,  содержательного человека. «Вы знаете, мы ведь все время бодримся : и в разговорах друг с другом, и в письмах родным, но умирать все-таки очень и очень не хочется,» - откровенно пишет  20-летний  парень .Но воюет  честно,   назначен ротным вместо погибшего   командира. И  в каждом письме   напоминает начитанной Ниночке строки   из «Гранатового браслета» (да святится имя  твое). Просто  указывает  одно место в рассказе: «Да святится имя твое». А его чувства « идут … с письмами какими-то вполне реальными волнами». И  происходит обыкновенное чудо. От  одной большой любви зажигается  другая…

Только  письмо про красный цветок на нейтральной полосе, который он непременно  для  нее сорвет,  не дает Ниночке  покоя.  И  погордилась -то  она его рыцарским подвигом один день.  Всего  один день…  «Но красивого в нем ничего не было. Он был будто раздавленный, и на бумаге были красные следы от его сока, словно кровь...». Вместе с   мальчишеским подвигом в душу   героини  входит   предчувствие смерти. Татьяна Чупикова,  хорошо известная нам по ролям  острым, характерным,   напряженно драматичным,  неузнаваемо прелестна в   этом почти акварельном наброске   первой  юности и    первой нежности .Смотришь и  -   видишь    гибкую тонкую девочку с удивленными японскими глазами, звезду ранней «Версии» (театр Виктора Сергиенко) в пушкинской «Русалке» - ее лучшей роли… 
Никаких внешних приспособлений не позволяет себе актриса. Но  не только с ней –  с нами происходит мгновенное погружение в  любовь и  в юность . И даже  не возникает   мысли  о несоответствии   возраста Нины  и   лейтенанта. Он ведь остался там, в 43-м. Ей  как-то  легче  думать, что  Юра     жив и  даже учит  мальчишек  отечественной истории.
Героиня   спектакля почти всегда статична. То  тихо перебирает  медицинские белые одежды,  то  задумчиво присела в ажурной шали. Скор  на реакцию герой, возникающий  все с новыми письмами - слева, справа, за спиной, рядом с  возлюбленной. С  котелком, с штыком, в пилотке, плащ-палатке,  в каске. Обживает свой окоп и- сценическое пространство. В его голосе теплота и нежная забота... Поколение  наших отцов   умело  любить и умело ждать. Первая встреча не всегда  заканчивалась поцелуем,   свидание на лестнице – страстными объятиями. Спектакль  не только о войне , труде ,  невероятных  страданиях раненных ребят (писатель ничего  от нас  не  утаивает, не лакирует)  А  и о  том, как мальчик, не опошлившись , становится мужчиной,   а  девочка… девочка    при любых обстоятельствах   остается женщиной. «Да святится имя твое»…
Клуб учителей и воспитателей детсадов  при тюзе  стал первым   коллективным зрителем «Цветка  для Ниночки». После спектакля они делились всколыхнувшими  их эмоциями, учились  делать  разбор   увиденного, а я  просто сидела и радовалась живому общению с актерами  - роскошь, которой мы были лишены   слишком долго.
И если  жива  еще лейтенантская проза, и правда о  войне,  и любовь  после смерти, и все это нас волнует, значит, жив и театр.
                                                                                                                                                                       Ирина Крайнова

                                                                                                                                                                                                           


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments