irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ФЕСТИВАЛЬ документальной мелодрамы "САРАТОВСКИЕ СТРАДАНИЯ". День с немцами Поволжья



"СТРАДАНИЯ" ,три эмоциональных удара: ДЕТИ, НЕМЦЫ, ЛАТИНО
Знаю же, что каждый поход на «Саратовские страдания» заканчивается для меня эмоциональным ударом, если  не катарсисом. Из-за карантина на Семнадцатом Международном фестивале побывала  всего один  раз.Но три «удара» успела получить, хотя видела только два фильма  из основной конкурсной программы.
«Реанимация» С. Ставинова и А. Тимощенко  попала  мне точно в сердце . А как иначе? Детские жизни, едва начавшиеся, и уже на чаше судьбы: выживут-не выживут? Похожая история была  с нашей семьей.  Как  много, оказывается, зависит от неулыбчивого худосочного парня , расписанного татуировкой , как пасхальная писанка узором!  И как родители доверяют ему своих детей -  с такими-то руками? Но эти руки уверенно  берут под свое покровительство  маленького человека и  - спасают. Потому что профессия человека- реаниматолог. Да, личная трагедия  разукрасила его тело. Да, не всегда удается спасти жизнь ребенка , бесценную для  родителей.И какие  потом найти слова, чтобы сообщить им...
Фильм пробивает  неприкрашенной правдой и некартинным образом героя – Спасателя .Не все удачно снято,  не все  выстроено композиционно.Но  картина  справедливо получила приз зрительских симпатий фестиваля Саратовской мелодрамы, прямо  отвечая его названию.
Второй фильм длился бесконечно (
«Пока солнце не умрёт» ,К. Карбон, Коста-Рика).И хоть  есть интересная операторская работа и очень живописные виды  Центральной Америки, и звучит  множество  легенд , и подробно показывается  жизнь маленького племени, теснимого со своей земли… потеря темпоритма, утомительные  дебаты с политиками снижают   общее впечатление.Хотя… почувствовать  драму народа, который  не может   вернуть свои  исконные права  на эти прекрасные  горы и  долы , реки и  водопады и заведомо  обречен в  поединке с врагом, вооруженным до зубов  законами, конечно, можно.  Документальная киносъемка для  племени - последний аргумент в споре с сильными мира сего.
Третье и главное, ради чего я пришла в Дом кино  - это «Литературное краеведение. «Колония Мариенталь – из истории Саратовской области»( в партнерстве с Гёте-институтом в Москве и Немецким центром в Саратове). «Немцы, Волга, человек в Истории» .
Судьба  немцев Поволжья мне  небезразлична. Моя прабабушка Домна Шталикер, пока  не вышла замуж за прадедушку Игнатия Фролова, русского языка  не знала вообще. Правда,  была  она из причерноморских немцев. Но судьбы их схожи.Переселение в Россию в 18 -начале 19 века, поддержка и относительная  самостоятельность в царские времена, выживание на сухой безводной земле (Одесса с окрестностями вначале не была земным раем: ни капли пресной воды, ни деревца,  только выжженная солнцем  степь с  могучими ветрами, несущими жар и  пыль летом  и  пронизывающий холод зимой).Превращение ее в плодородный «райский» уголок благодаря немецкому  терпению и трудолюбию…Первое  насильственное выселение на восток – еще  до Отечественной  войны,  и  во время ее,  и после.От радостного названия колонии Люстдорф («веселое местечко»)  под Одессой  не осталось  ничего, даже названия.Берег сполз в море, строения разрушились, зону  превратили в курортную   и переименовали в Черноморку.А ведь там  жили поколения моих предков, трудились , любили, рожали, ложились в  эту землю…
Книга Гузель Яхиной «Дети мои»  -о придуманной немецкой колонии Гнаденталь,и там, по сравнении с первой ее книгой(  о  насильственном переселении  татар ) много фольклорного , откровенно  сказочного.Однако  сказка  незаметно вырастает в эпос   -эпос народа  России ,несправедливо забытого, и кровно касается уже  всех «русских немцев». «Я хотела рассказать о мире немецкого Поволжья", -  писала Гузель Яхина.А получилось -   о мире  немцев   на Черном море,в  Бессарабии и Крыму, и  в Казахстане – везде-везде  на территории бывшей империи и бывшего Союза. Настоящая литература всегда больше, она перерастает   «события местного значения».И первую, и вторую книгу Яхиной  посоветовал прочесть старший сын,  совершенно влюбив меня  в новое имя в литературе, яркое , ни на кого  не похожее.
На фестивале мы увидели  небольшой документальный фильм  о бывшем Мариентале – прообразе немецкого поселения в романе. Теперь  это село Советское.Доцент института филологии и журналистики СГУ Гульнара Алтынбаева знакомила  со структурой и  художественными особенностями  книги.  Показывала  видеоинтервью с автором.Та рассказала, как у нее, переводчицы с немецкого, родился замысел романа, как она приезжала в Энгельс и Маркс  - собирать архивные материалы. И как бы ей хотелось  побывать у нас еще. Точно сказано,  что «она погружает читателя в холодную волжскую воду, в волглый мох и торф, в зыбь и слизь, в Этель−Булгу−Су, и ее “мысль народная”, как Волга, глубока, и она прощупывает неметчину в себе, и в России, и, можно сказать, во всех нас».
Отрывки романа прочла  артистка драмы им. Слонова Елена Блохина,Внешне сдержанно,  с внутренним огнем ( каким  мы и  представляем  школьного учителя Якоба Баха –главного героя романа) , пунктирно, но четко, проведя линию встречи с Кларой и рождения из неволи , ожидания  и надежды его всепоглощающей любви сначала к  ней, потом  -к дочери.
Нас сильно обнадежили: саратовские документалисты  будут делать серьезный  фильм о Мариентале, а автор уже подписала договор с кинематографистами на  экранизацию  романа. Пока  же у нас есть возможность читать и перечитывать книгу , наслаждаться ее лаконичным, ритмичным,  метафоричным стилем. « Левый берег был низкий и желтый, стелился плоско, переходил в степь, из-за которой каждое утро вставало солнце. Земля здесь была горька на вкус и изрыта сусликами, травы – густы и высоки, а деревья – приземисты и редки. Убегали за горизонт поля и бахчи, пестрые, как башкирское одеяло. Вдоль кромки воды лепились деревни. Из степи веяло горячим и пряным – туркменской пустыней и соленым Каспием». И откуда  она всё знает про нас и про нашу землю, она, выросшая ближе к другому , "северному краю" великой реки?..

                                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments