irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ДОМ КУЗНЕЦОВА. Миллиоти и наш Павел Варфоломеевич

         

             
И ЗАГАДОЧНЕЙ ДРЕВНИХ ЛИКОВ…
Если бы внучка Николая  Миллиоти не любила  так своего деда, которого  никогда  не видела …Если б она не разыскала в Париж его сына, если не передали бы  Елене Миллиоти уникальный архив и часть работ деда (лишь часть, уцелевшую в огне революций, войн ,в  пожаре его мастерской), если бы Елена Юрьевна  не  была знакома с бывшим директором Дома Кузнецова искусствоведом Игорем Сорокиным…Если бы  не то ее о сентябрьское письмо…Да,много допущений в этой истории, но не бывает случайных случайностей. Значит, судьбе было угодно, чтобы имя Миллиоти,  великолепного художника серебряного века, ученика Коровина и Серова, сподвижника  Павла Кузнецова , «вспомнили» в России и узнали в Саратове.
Но сначала была выставка в Центре Русского Зарубежья им. Солженицына , где  впервые  показаны картины и рисунки французского периода  русского живописца. И пресс-релиз оттуда: « Николай Дмитриевич Миллиоти— один из ярчайших русских художников ХХ столетия. Вместе с Павлом Кузнецовым и Мартиросом Сарьяном он соосновал знаменитое объединение «Голубая роза», ставшее своего рода знаменем русского символизма. Миллиоти ценили Сергей Дягилев и Федор Шаляпин, он работал над театральными постановками вместе с Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, писал портреты выдающихся деятелей европейской культуры, таких как, к примеру, Поль Валери и Андре Моруа. Его картины более чем востребованы на мировом арт-рынке».А еще это человек Русского Возрождения, и  по таланту, и  по широте знаний:  учился в Московском университете и в Сорбонне.  
После Центра Солженицына Елена Юрьевна,  уже знакомая с   трепетным отношением саратовских искусствоведов к произведениям  дедушки,  соглашается на его  выставку  в нашем  городе. И,по словам Игоря Сорокина, Николай оказался «в гостях у своего друга" по Голубой розе Павла,в его  теплом доме. А мы получили редкую возможность окунуться в мир большого художника.
Двойная радость: побывали  у нас    двоюродная праправнучка Миллиоти  и  актер, режиссер-документалист, автор  чудесного фильма «Неизвестный Миллиоти» Игорь Калядин. Не успела  посмотреть фильм  на большом экране в Доме кино.Но и на экране монитора   он производит  удивительное впечатление.Это  настоящее  произведение искусства,  достойное имени  художника такого уровня… Эйфелева башня и бульвары Парижа,  улочки дореволюционной Москвы и   бушующие волны, уносящие с берега  не только песчинки - годы,  события, память  тех лет . И все  это  -  под мучительно-прекрасную мелодию к лермонтовскому Парусу. Возникает целая киносимфония, сотканная из многих музыкальных имен, звучит и  музыкально-живописная палитра человека с оперной фамилией Миллиоти, о которой  он  сказал ,описывая природу: «Как все сияет и звучит в новом царстве весны…» Именно сияет и звучит. Столько света и тепла, легкости и изящества в его дробных , словно танцующих мазках.Да, символист, но  полный светлых снов-видений. Писатель и критик  Маковский называл их «изумрудно-золотыми водопадами Николая Миллиоти».Писали  и о «цветных дождях»  его кисти.
И  через всю его жизнь -  образ  Венеры  (Афродиты), рожденной в раковине теплых морей. Откуда родом  предки художника  по отцовской линии, имевшие  отношение  ни  больше-ни меньше,как к царскому роду Комнинов, правивших в Византии средних веков.Отсюда, наверное,   огненный темперамент и редкая мужская красота художника , валившая женщин «надгробным камнем» любви.Его часто писали знаменитые  друзья, но  чаще – он сам,  мы видим несколько его портретов на выставке. Очень разное состояние. От  молодой радости бытия  до осознания  его скоротечности.Но всегда и везде  звездами сверкают его огромные  глаза. «Полуласково, полулениво/Поцелуем руки коснулся /-И загадочных древних ликов/На меня поглядели очи..."
.Конечно, очи, в древности своей равные  византийским, иконописным .Кстати,  его купеческие корни  тесно переплелись с Морозовыми,Третьяковыми, Алексеевыми  - семьей  Станиславского.А мать носила фамилию, истоки которой    относят  нас к заре Руси и к… Рюриковичам.
Оказавшись в эмиграци в  Париже,  Миллиоти больше пишет  портреты, изысканные ,   неповторимые.Такого образа Цветаевой, хрупкого, тонкого как будто вот-вот  надломится, нет  ни у кого из художников... Или полный  жизненных красок портрет  Надежды Тэффи. Графичный портрет дочери Толстого подчеркивает ее сильный характер и мужество,с которым она боролась с невзгодами.  Его  образы неизвестных (женщин) всегда пленительны и   загадочны.
«В моей одинокой, до краев переполненной счастливой и долгой жизни я прошел мимо человеческой славы, мимо земного благополучия и блистательных возможностей. Но я не оскудел, не потерял ни одного из даров. Мое счастье в жизни, моя защита – это вечно присутствующая ангельски прекрасная мечта о красоте», - записал  он в своем дневнике  Его   записки -  на великолепном русском литературном языке -   много и щедро звучат в фильме Игоря, где  он    сценарист и режиссер,   оператор  и «закадровый голос». Очень  хочется взять их в руки, перелистать. Конечно , вместе с рисунками автора, которых множество  на полях и на страницах, все   они законченные и очень   выразительные ( Миллиоти -    превосходный рисовальщик).Надеюсь, когда-нибудь   дневники  будут изданы.
Все главные события 20 века, которые он  пережил: первая революция и остальные две, мировые войны , русская эмиграция- находили взволнованное отражение в его исповеди -  в его дневнике. Умел  несколькими словами описывать  великих,с кем сводила жизнь Вот визит легендарного Дягилева: «в бобровой шубе… с белой собакой  на поводке..Он был гений угадывания, был солнцем..И меня вызвал к жизни»… И художник оформил спектакль для дягилевского сезона, вместе с Натальей Гончаровой делал декорации  для спектакля  театра марионеток «Театр деревянных комедиантов». Бывал  в Штатах, где его поначалу встретили восторженно и купили все его картины. Вмешалась женская ревность –   из Америки  Миллиоти пришлось уехать.
Все  бы ничего, но тоска по Родине – «давно разоблаченная морока» - не давала покоя.За Россию он воевал еще в в 1914, получив золотое оружие за храбрость. «Погибла Россия, разорвана на части… занята врагом».Но он помнил то «милое, блаженное время» серебряного века, и  ностальгически писал жене , оставшейся   с сыновьями в Москве,  и  жертвовал, жертвовал  всем благотворительным комитетам помощи  русским эмигрантам. Оставшись в старости совсем  один,   хлопотал еще  за  старенького Константина Коровина. А после пожара своей мастерской будто переломился, ходил по улице в нищенской одежде,  еле державшейся на английской булавке…Зато сейчас на его могильном  памятнике  -  Голубая роза,с  которой он   так тесно связан.
О, великие  изгнанники, как хорошо,  когда в России у вас   есть потомки, еще  и такие замечательные,как  Елена Юрьевна,  заслуженная артистка, ведущая актриса одного из лучших театров страны. Вот как описывает  ее коллега: «В этом спектакле о ней говорят: «Она проглотила атом Солнца!”. Да и в жизни Елена Миллиоти была такой же атомно-солнечной - со всеми вспышками жизнелюбия, доброты и любви. Даже улыбка ее была солнечной, а голос звонкий-звонкий»… А глаза… глаза у нее дедовы – два темных глубоких озера.
Внучка сделала все , чтобы вернуть  нам имя художника  из холодной Леты. Благодаря  усилиям Елены Миллиоти , Игоря Сорокина, режиссера Игоря Калядина,сотрудников  Радищевского музея и Дома Кузнецова  уникальная экспозиция и  приехала  к нам, в дом  нашего главного голуборозовца. Из Парижа , из Центра Русского Зарубежья……Как говорит директор Дома Кузнецова, Ольга Бельская, каждая работа попала сразу на свое место на выставке, будто только этого и ждала. Спешите видеть , до  закрытия всего  четыре дня!
                                                                                                                                                                     Ирина Крайнова



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments