
ГОРА САМОЦВЕТОВ
«Есть некий час – как сброшенная клажа:
Когда в себе гордыню укротим.
Час ученичества, он в жизни каждой
Торжественно неотвратим».
Все они прошли ученическую «келью» Владимира Мошникова , и выходили на пленэры на сферичные хвалынские просторы, продолжают слушать его лекции( сейчас онлайн), и писать картины, то в кубистской манере, то в импрессионистической или в какой другой.
«Высокий час, когда сложив оружье
К ногам указанного нам – Перстом,
Мы пурпур Воина на мех верблюжий
Сменяем на песке морском».
Как утверждает недоброжелатель, случались такие миги, когда картины учеников были очень похожи, будто писаны одной рукой . Но если что когда и было, от «однозначности» ученики быстро уходят, что видно на примере Алены Батраевой , потомственной художницы. Все смелее ее кисть, все свободнее , свежее краски, звонче ритмы. Художницы –хвалынцы, побывавшие на Лазурном берегу, получили, по их признанию, «удар светом и цветом». Аленка, которая встретила во Франции свою Любовь, получила если не удар (не такова ее женственная Муза), то прикосновение мягкого, ласкающего воздуха и открытого, чистого цвета Франции, ощутила значительное вливание ее в свою кровь.
«И колос взрос, и час весёлый пробил,
И жерновов возжаждало зерно…»
Мама -художница Светлана Лопухова, подруга, тоже хвалынской «породы», Елена Палехина, большой друг художников директор музея-усадьбы Элеонора Белонович - все отмечают рост и большие изменения в творчестве Алены Батраевой. Элеонора увидела внутреннюю гармонию, которая чувствуется за крепкой основательностью ее композиций.Красоту без красивости придает им дизайнерский подход .
Светлана помогала дочери развешивать выставку в двух больших залах СОДРИ и условно разделила их на три зоны – пастели французские, писаные в маленьком старинном Сезанне ( символичное название, но к художнику отношение не имеющее.) Картины, где правит бал Любовь - к дочке Алинке и к мужу Пьеру. И - хвалынские места, цветностью палитры сопоставимые с прекрасной Францией .Я подумала было ,что эти самоцветные камни в пейзаже морские,а не речные.
Есть у Батраевой и страшная картина, где цветущий вид горной долины искажен, безнадежно испорчен затеками черной краски - сверху и снизу.Это ковид, его несмываемое клеймо на прошлом, 2020-м годе . И тут же – картина с горой такой радужной окраски, что понимаешь – надежда есть. Если даже песчаный Аленкин карьер в таком нарядном виде…«Но зрим и ведом /Другой нам свет – ещё заря зажглась».
Художница любит поэкспериментировать. Холст геометрически повторяет правильность узоров пленочной обертки .А вот картина с мазками, струйно ее пересекающими, вертикали оттого звучат выразительнее…С добавлением серебристой и золотистой краски показана Франция маленьких очаровательных городков , словно выкрашенная в цвета старинного королевского герба. Выставка получилась яркая, интересная, неординарная.
«Благословен ему грядущий следом
Ты – одиночества верховный час!»
Час, который еще называют Мастерством.
Ирина Крайнова, фото Натальи Зотовой
