irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

СаТИ - САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ.ПРОчтение

    ОНЕГИН?!.. НАИЗУСТЬ?!..

АС написал ЕО. Говорят,наш культурный код  Евгений Онегин»,ЕО. Да-да, этот невозможно напичканный именами, непонятными словами и  словечками роман, зачем-то  еще  написанный  в стихах,  что изводит обязательным  изучением и  непременным сочинением не  одно поколение школьников.Татьяна проста, как… «телеграфный столб»: «но я другому отдана…»Ленский  устрашающе высокопарен.Онегин зол и язвителен…Ну что еще можно там накопать?...
А   смешные  старомодные интеллигенты, вымирающие  ныне, как мамонты,  не учат, не проходят  -зачем-то  знают ЕО наизусть. Лихачев, Петр Фоменко, Ахматова. Цветаева тут даже с Ахматовой сошлась  в своем «пушкинопочитании». Как лед и пламень  были,а тут вдруг  сошлись.И был  такой тест  на интеллигентность: почитать из Пушкина.Если твой знакомый продолжит -  значит, свой  он человек.  И  интеллектуал Эдвард Радзинский  подружился так  с  одним хорошим театральным режиссером,  да и  не он один.
А если напрячь   нашу  слабеющую память? В голове  немало чего задержалось. Тут и начало романа («Мой дядя самых честных правил…»),   и  портрет Татьяны («Дика, печальна, молчалива»), ее письмо, его ответ.А  лучшее признание в любви , по словам такого  лирика-лирика ,как Маяковский ?  - «Чтобы продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я».
 Обычного школьника   батогами не заставишь корпеть  над комментариями   исследователей  романа, которых  уже  сотворено  больше самого текста. Но  без них множество слов и выражений  пушкинского времени  остаются   китайской грамотой.
Да, Пушкин подарил нам живой русский язык. « Опрятней модного паркета/ Блистает речка, льдом одета.Мальчишек радостный народ /Коньками звучно режет лед».Первая половина 19 века. А как сейчас написано.
Но попробуйте прочитать вот   эти, такие  известные  строки,  своему ребенку:

"Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив..."


Вопросы так и посыплются:  "А это что,а это?"
«Онегина» нельзя проходить   слишком рано. В основном, мимо получается.И в 8-м классе рано, и  в  9-м, а уж  эти  сочинения  про «лишних людей»!..  Вот как поступила одна умная молодая  учительница.  Приходила  каждый день в класс и наизусть читала  по  главе  из ЕО. Читала-читала-читала ,  пока ребята  не заразились и  сами  не  захотели его  выучить.
А тогда,  может,и в "комменты"   захочется заглянуть? Тем более, когда пишут великие оригинальные умы - Юрий Лотман, Валентин Непомнящий.
Валентин Семенович  только-только ушел - в сентябре,в  самый день моего рождения. Когда-то он   сразил  меня  телепередачами про АС и ЕО, где не только свой угол, острота, свежесть подачи, но  - Голос,  завораживающий его  тембр, простота  и глубина чтения и  - внимательный  взгляд  больших синих глаз . Именно Валентин Непомнящий сказал,а я запомнила: и слава Богу, что Татьяна Онегина  отвергла. Добившись своего,   сей ветреный герой разлюбил бы  ее тотчас.

В школе идти в такие  глуби рановато, а  в вузе  -  в самый раз.   В театральных вузах Онегина учат без школьного педантизма, спектакли  по сценречи делают.Во всяком случае,в нашем СаТИ  это в порядке вещей. Сначала Виктор Григорьевич Кульченко, сам превосходный чтец, выводил каждый курс  на сцену с композицией по  «Онегину». Теперь  этим занимается доцент театрального института Светлана Игоревна  Никулина – мастер художественного слова, чьи концерты  и моноспектакли  идут в Театральном зале консерватории.
На сцене  консерватории -  всего семь человек  (курс у  мастера Эльвиры Данилиной небольшой).Пять девушек, двое ребят . Читают роман с самых  первых строк, с «дяди» и «честных правил». Не играя ролей, изредка разбиваются на пары – хотя бы  для дуэли,которой  ну никак  не избежать. Автор композиции и постановки  Светлана Никулина  не ставит   такой   задачи  -  "войти" в образы героев. Нет, этот учебный спектакль - ПРОчтение , ПРОникновение в текст,с  акцентом на первом  слоге.  Все они  как бы соавторы,  ведут«мужские» и «женские»  монологи , примеряя на себя , скорей, обстоятельства.
Сценическая композиция прошивает   весь сюжет романа, порой останавливаясь  на  моментах , нечасто цитируемых в других постановках.     Финал дан  без купюр, и не без насмешливого пушкинского : «Поздравим /Друг друга с берегом .Ура! /Давно б ( не правда ли?) пора!». Тут  уж переведут  дух школяры, если … если они когда-нибудь   доплывут  до конца романа.
«Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья,для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти».
И эти строки здесь  прозвучат. Студенты читают вдумчиво и свободно.  Порой играют – черный  рояль с  белым бюстом «негрского» правнука  рядом. Порой поютВСЁ! А  мы, сами  того  не желая, уходим  прочь с  той самой «крупицей» в крови.  Золотой , пушкинской. АС заразен . Куда заразней  вирусов. Ведь он  в нас  с самого  рождения-  зимней  колыбельной  , бабушкиным Лукоморьем , папиным Салтаном…
За сим расстанемся, прости!

                                                                                                                           Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments