irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Categories:

СаТИ - САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ. Страшные песни

        ТРУСОВАТ БЫЛ ВАНЯ БЕДНЫЙ…

Еще бы  не трусоват, когда колдуны,русалки,вурдулаки на каждом шагу.
Я  и не помнила продолжение этих строк, пока не побывала на концерте-спектакле в консерватории (даже не знаю, как точнее его назвать) четверокурсников мастерской Татьяны Кондратьевой. Доцент СаТИ, преподаватель сценической речи Светлана Никулина  представила с ними одно из труднейших произведений   всей пушкинианы.- «Песни западных славян». Не то, что бы  из  таких   сложных , но наименее «отформатированных» литературоведами. Если даже   Белинский изрек: «Вообще очень мало утешительного можно сказать об этой четвертой части стихотворений Пушкина. Конечно, в ней виден закат таланта, но таланта Пушкина; в этом закате есть еще какой-то блеск, хотя слабый и бледный…», то  и остальные  современники  от  них отступились. «Худо понимали его при жизни», - это  тоже слова критика  Белинского, куда позже им  сказанные .
А Песни те очень  любопытны. Пушкин ведь взял их у Мериме, который   запутывал читателя, выдавая  свои сочинения в иллирийском  (сербском) духе за народные. Такие творческие розыгрыши   наш первый поэт  тоже обожал. Вспомним «авторство» «Повестей Белкина», «переодевания» Дубровского, Дон Гуана, полковника Бармина,  Акулины…Пушкин  не просто перевел  Песни с французского, не  только  «поверил» прозу «гармонией» стиха,  он высветил народный характер сербских песен, усилил  славянские мотивы. Даже жуткий  максималист Белинский  признавал  это  за ним (оставим  полемический задор  на  совести неистового Виссариона): « Пушкин перевел шестнадцать сербских песен с французского, а самые эти песни подложные, выдуманные двумя французскими шарлатанами – и что ж?.. Пушкин умел придать этим песням колорит славянский…”.
Как бы «вернул» сербам   выдуманные, литературные   сказания, но преображенные  великим «магическим кристаллом». Осуществил, как пишут более проницательные ученые, «глубинный внутренний контакт с самим типом народного сознания».
«Два дубочка выростали рядом,
Между ими тонковерхая елка.
Не два дуба рядом выростали,
Жили вместе два братца родные:
Один Павел, а другой Радула», -
читают будущие кукольники горячие пушкинские строки. Не сразу, не вдруг,  но как бы  изнутри накаляются.Недаром здесь, среди  страшноватых песен, за которыми – темные века, немыслимая глубина времени , все страхи  древнего человека – песчинки, игрушки  во власти природных сил,- звучат  сначала «Бесы»,  одно из самых беспокойных стихотворений ( «Мчатся тучи, вьются тучи, /Невидимкою луна
Сколько их! куда их гонят? /Что так жалобно поют?..")
Когда пересказывали  страшные сказки -  « преданья старины глубокой»? Поздним зимним вечером, когда и лучина погашена,  дети к  бабке на печку залезли,  и взрослые  за занавеской притихли.   Только «вьюга злится, вьюга плачет».  И поневоле  во все поверишь, во что поверишь-   то и привидится. И  Сон Воеводы, что «наместо чепрака кожей он твоей покроет мне вспотевшие бока».И  Страшная месть   молодице, отвергшей старика («Они жабу всю потом искололи,/И ее — ее ж кровью напоили;/Напоивши, заставили жабу/Облизать поспелую сливу…»).И геройская смерть Хризича с сыновьями.Запертые врагами тесную  в ловушку, чуть  не съедают… труп  своей матери. Но  решают  лучше принять смерть в бою. «Головы враги у них отсекли/И на копья свои насадили, —А и тут глядеть на них не смели./Так им страшен был Хризич с сыновьями».
Сербы - храбрые воины, они   всегда пытались освободиться от турков. Иго продолжалось 500 лет! «Над Сербией смилуйся ты, боже!/Заедают нас волки янычары!/Без вины нам головы режут,/Наших жен обижают, позорят,Сыновей в неволю забирают…»- эта песня Пушкина вначале  похожа  на молитву. Но заканчивается она воинственно:
«Вы бросайте ваши белые домы,
Уходите в Велийское ущелье, —
Там гроза готовится на турок,
Там дружину свою собирает

Старый сербин, воевода Милош».  И в песне про непобедимого вначале   Бонапарта  есть лихие слова: «Нам сдаваться нет охоты, —черногорцы таковы!»
Так что  не одни страсти-мордасти, «русские страшилки», звучали   со сцены: нам приоткрыли неведомый  доселе, поэтичный, наполненный духами и видениями, звоном мечей  и шумом боя, воем ветра и плеском волн мир  очень далеких, свободолюбивых  предков  (мне  чуть ближе  -в моем роду были сербы).
Умудрился включить Александр Сергеевич в   «Песни западных славян» и собственную мистификацию.Выдал за фольклор  песню про Яныша-королевича,  сюжет своей недописанной «Русалки».Ее тоже нам со сцены прочтут – сдержанно , почти скупо, но  с внутренним горением.Хорошо прочтут. Как пропоют. А поют они -  будто   сказ ведут.
«Не сова воет в Ключе-граде, Не луна Ключ-город озаряет»… Хорошо.И жутко,и хорошо - как в детстве, зимой, под вьюги завыванье.
                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments